В семье Рябичевых подрастает уже четвёртое поколение художников. Основателем династии был известный скульптор, народный художник России, автор многочисленных памятников, портретов и мемориальных комплексов Дмитрий Рябичев.
Его жизнь и творчество неразрывно связаны с Подмосковьем. Несколько лет он жил в посёлке Томилино, на даче в Кратове у него была мастерская. Пожалуй, самая известная работа Дмитрия Рябичева – памятник московским рабочим на Горбатом мосту у Белого дома. Славу художнику также принесли композиция, посвящённая героям Великой Отечественной войны, в Омске – монумент «Мужество» – и памятник «Дружба народов» в Ташкенте. Правда, последний, к сожалению, был уничтожен уже в наше время после развала Советского Союза.
Дорогим другом индийского народа называла российского скульптора Индира Ганди. Один из самых известных портретов Махатмы Ганди в Дели создан именно Дмитрием Рябичевым. А позднее в Индии появилась скульптура Индиры Ганди, над которой скульптор работал уже вместе со своим сыном Александром. Сегодня у стен индийского посольства в Москве можно увидеть бронзовую копию памятника Махатме Ганди. Последней работой скульптора, которую заканчивал уже его сын Александр, стал памятник Джавахарлалу Неру в Москве.
В своё время Дмитрий Рябичев говорил: «Мне всегда хотелось выразить стремление человека к подвигу». Мужество и героизм для него были не просто громкими словами. Он и сам многое пережил, уйдя шестнадцатилетним добровольцем на войну. Сражался на Третьем Белорусском фронте, командовал взводом автоматчиков, был дважды ранен, награждён медалью «За боевые заслуги». Встретил Победу в госпитале и всю свою дальнейшую жизнь считал этот день главным праздником.
– 9 Мая был единственным днём, когда мой дед не работал, – рассказывает внучка Дмитрия Рябичева – Настя Рябичева, по мужу Гаврилова. – Памятники, им созданные, украшают многие города России, ближнего и дальнего зарубежья, он работал в Финляндии, Швейцарии, Индии, Германии, участвовал во многих международных конкурсах, был лауреатом Государственной премии СССР и международной премии ЮНЕСКО.
Посвятить свою жизнь искусству. Дмитрий Рябичев решил смолоду. После окончания войны он поступил сначала в Архитектурный институт в Ленинграде, а затем – в знаменитую Строгановку. Ещё будучи студентом, выполнил первую серьёзную работу – бюст знаменитого врача Боткина.
Практически сразу он зарекомендовал себя как профессионал с большой буквы. С момента окончания института и до последнего часа жизни Дмитрий Рябичев постоянно работал. Его не стало пятнадцать лет назад. Он ушёл для всех неожиданно рано. Впереди было столько планов и неосуществлённых проектов!
– Дед был настоящим мастером своего дела, – продолжает свой рассказ Настя. – Он всегда увлечённо работал, и неудивительно, что его сын, мой отец – Александр Рябичев, стал продолжателем его дела. Мастерская деда всегда была полна молодых людей, талантливых, дерзких. Один из них, Георгий Яковлев, до сих пор работает в мастерской, которую мой отец унаследовал от деда.
Настя, конечно, родилась под счастливой звездой. Отец, дед и другие родственники привили ей истинную любовь к искусству. И она всегда понимала, как непросто достаётся кусок хлеба подлинным художникам.
– Огромный вклад в моё творческое развитие внесла бабушка Валентина Ивановна Борунова, искусствовед по образованию, – рассказывает Настя. – Она нашла себя в аппарате Союза художников, в отделе по работе с молодыми художниками. Мой старший сын Дмитрий назван в честь прадеда, а я, в свою очередь, была названа в честь моей прабабушки, матери Валентины Ивановны Боруновой, любимой тёщи моего деда, увековеченной им в скульптурном портрете «Баба Настя».
Творческая семья растёт. Четвёртое поколение Рябичевых–Боруновых–Кашани – у Насти три сына – лепит, рисует, участвует в выставках, увлекается компьютерной графикой. Первый компьютер появился в мастерской Рябичевых в конце 1980-х. Дмитрий Борисович необыкновенно живо реагировал на новшества, хотя сам компьютером не пользовался. Зато Настя освоила его очень быстро. Мастерская, святая святых искусства, в которой не допускалось никакой праздности, всегда была для неё открыта. Здесь Настя получала уроки творчества. Наблюдательная и творчески одарённая по наследству, она впитала в себя свойственное деду и отцу неповторимое отношение к искусству, поразительную работоспособность. Когда ей ещё не было и десяти, она уже помогала им в работе. Настя – третье поколение Рябичевых, работала с отцом, под придирчивым взглядом деда. И сумела передать трепетное отношение к творчеству и своим детям.
– Наверное, неслучайно у меня родилось три сына, – говорит Настя. – Они – настоящие продолжатели рода, в них течёт кровь моих деда и отца. Тем более что другой мой дед, Эсфандияр Кашани, был не менее талантлив в своём деле, на его счету немало сольных партий на сцене Большого театра.
Теперь уже четвёртое поколение Рябичевых–Боруновых–Кашани, возглавляемое Дмитрием Рябичевым-младшим, правнуком Дмитрия Борисовича Рябичева, отдаёт всё своё время творчеству. Ребята в семейной мастерской рисуют, лепят и, конечно же, мечтают создавать шедевры.
Говоря о мастерской Рябичевых, нельзя не упомянуть друга и многолетнего партнёра Александра Рябичева – Сергея Викторовича Волкова, который является не только генеральным директором ООО «Культурно-оздоровительный центр Рябичева», но и душой, и идейным вдохновителем всего творческого процесса. Именно он пришёл на помощь скульптору в трудное для него время, поднял производство, привёл в порядок помещения и территорию, усовершенствовал технологии, выведя литьё на мировой уровень. Теперь многие именитые российские скульпторы отливают свои работы именно здесь. Династия продолжается, творческая мастерская Рябичевых, как и при Дмитрии Борисовиче, собирает и воспитывает таланты.