Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Династия продолжается

01 января 2007

ИСКУССТВО

В семье Рябичевых подрастает уже четвёртое поколение художников. Основателем династии был известный скульптор, народный художник России, автор многочисленных памятников, портретов и мемориальных комплексов Дмитрий Рябичев.

Его жизнь и творчество неразрывно связаны с Подмосковьем. Несколько лет он жил в посёлке Томилино, на даче в Кратове у него была мастерская. Пожалуй, самая известная работа Дмитрия Рябичева – памятник московским рабочим на Горбатом мосту у Белого дома. Славу художнику также принесли композиция, посвящённая героям Великой Отечественной войны, в Омске – монумент «Мужество» – и памятник «Дружба народов» в Ташкенте. Правда, последний, к сожалению, был уничтожен уже в наше время после развала Советского Союза.

Дорогим другом индийского народа называла российского скульптора Индира Ганди. Один из самых известных портретов Махатмы Ганди в Дели создан именно Дмитрием Рябичевым. А позднее в Индии появилась скульптура Индиры Ганди, над которой скульптор работал уже вместе со своим сыном Александром. Сегодня у стен индийского посольства в Москве можно увидеть бронзовую копию памятника Махатме Ганди. Последней работой скульптора, которую заканчивал уже его сын Александр, стал памятник Джавахарлалу Неру в Москве.

В своё время Дмитрий Рябичев говорил: «Мне всегда хотелось выразить стремление человека к подвигу». Мужество и героизм для него были не просто громкими словами. Он и сам многое пережил, уйдя шестнадцатилетним добровольцем на войну. Сражался на Третьем Белорусском фронте, командовал взводом автоматчиков, был дважды ранен, награждён медалью «За боевые заслуги». Встретил Победу в госпитале и всю свою дальнейшую жизнь считал этот день главным праздником.

 – 9 Мая был единственным днём, когда мой дед не работал, – рассказывает внучка Дмитрия Рябичева – Настя Рябичева, по мужу Гаврилова. – Памятники, им созданные, украшают многие города России, ближнего и дальнего зарубежья, он работал в Финляндии, Швейцарии, Индии, Германии, участвовал во многих международных конкурсах, был лауреатом Государственной премии СССР и международной премии ЮНЕСКО.

Посвятить свою жизнь искусству. Дмитрий Рябичев решил смолоду. После окончания войны он поступил сначала в Архитектурный институт в Ленинграде, а затем – в знаменитую Строгановку. Ещё будучи студентом, выполнил первую серьёзную работу – бюст знаменитого врача Боткина.

Практически сразу он зарекомендовал себя как профессионал с большой буквы. С момента окончания института и до последнего часа жизни Дмитрий Рябичев постоянно работал. Его не стало пятнадцать лет назад. Он ушёл для всех неожиданно рано. Впереди было столько планов и неосуществлённых проектов!

 – Дед был настоящим мастером своего дела, – продолжает свой рассказ Настя. – Он всегда увлечённо работал, и неудивительно, что его сын, мой отец – Александр Рябичев, стал продолжателем его дела. Мастерская деда всегда была полна молодых людей, талантливых, дерзких. Один из них, Георгий Яковлев, до сих пор работает в мастерской, которую мой отец унаследовал от деда.

Настя, конечно, родилась под счастливой звездой. Отец, дед и другие родственники привили ей истинную любовь к искусству. И она всегда понимала, как непросто достаётся кусок хлеба подлинным художникам.

 – Огромный вклад в моё творческое развитие внесла бабушка Валентина Ивановна Борунова, искусствовед по образованию, – рассказывает Настя. – Она нашла себя в аппарате Союза художников, в отделе по работе с молодыми художниками. Мой старший сын Дмитрий назван в честь прадеда, а я, в свою очередь, была названа в честь моей прабабушки, матери Валентины Ивановны Боруновой, любимой тёщи моего деда, увековеченной им в скульптурном портрете «Баба Настя».

Творческая семья растёт. Четвёртое поколение Рябичевых–Боруновых–Кашани – у Насти три сына – лепит, рисует, участвует в выставках, увлекается компьютерной графикой. Первый компьютер появился в мастерской Рябичевых в конце 1980-х. Дмитрий Борисович необыкновенно живо реагировал на новшества, хотя сам компьютером не пользовался. Зато Настя освоила его очень быстро. Мастерская, святая святых искусства, в которой не допускалось никакой праздности, всегда была для неё открыта. Здесь Настя получала уроки творчества. Наблюдательная и творчески одарённая по наследству, она впитала в себя свойственное деду и отцу неповторимое отношение к искусству, поразительную работоспособность. Когда ей ещё не было и десяти, она уже помогала им в работе. Настя – третье поколение Рябичевых, работала с отцом, под придирчивым взглядом деда. И сумела передать трепетное отношение к творчеству и своим детям.

 – Наверное, неслучайно у меня родилось три сына, – говорит Настя. – Они – настоящие продолжатели рода, в них течёт кровь моих деда и отца. Тем более что другой мой дед, Эсфандияр Кашани, был не менее талантлив в своём деле, на его счету немало сольных партий на сцене Большого театра.

Теперь уже четвёртое поколение Рябичевых–Боруновых–Кашани, возглавляемое Дмитрием Рябичевым-младшим, правнуком Дмитрия Борисовича Рябичева, отдаёт всё своё время творчеству. Ребята в семейной мастерской рисуют, лепят и, конечно же, мечтают создавать шедевры.

Говоря о мастерской Рябичевых, нельзя не упомянуть друга и многолетнего партнёра Александра Рябичева – Сергея Викторовича Волкова, который является не только генеральным директором ООО «Культурно-оздоровительный центр Рябичева», но и душой, и идейным вдохновителем всего творческого процесса. Именно он пришёл на помощь скульптору в трудное для него время, поднял производство, привёл в порядок помещения и территорию, усовершенствовал технологии, выведя литьё на мировой уровень. Теперь многие именитые российские скульпторы отливают свои работы именно здесь. Династия продолжается, творческая мастерская Рябичевых, как и при Дмитрии Борисовиче, собирает и воспитывает таланты.

Марина МАКАРОВА

Обсудить в группе Telegram

Марина Макарова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS