Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Дионисий бы понял

01 января 2007

ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Проект Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру», информационным спонсором которого является «ЛГ», обрёл постоянную выставочную площадку

Пять лет прошло с трагической гибели Юрия Ивановича Холдина. Художника, который сделал реальностью встречу с фресками Дионисия в XXI веке. Фотографа, который семь лет жизни, с 1995 по 2002 год, посвятил съёмке росписей Дионисия-иконника в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Холдин сделал ставку не только на новые методы съёмки, но прежде всего – на новое видение произведений мастера. Видение, при котором миросозерцание Дионисия воспринималось как мудрость, актуальная и сегодня, способная дать опору в нынешних треволнениях, пролить свет на конфликты эпохи, которую называют порой «постгуманистической». Иначе говоря, он попытался увидеть Дионисия… живым собеседником, а его образы – полными света, живой энергии, мудрости.

Юрий Иванович не был учёным-схоластом, он был практиком, который решал труднейшие задачи съёмки внутреннего пространства церкви при дневном цвете, сохранения тончайших нюансов цветовой гаммы Дионисия, тем более – логики развёртывания композиции. Но, решая эти вроде бы чисто профессиональные проблемы, он, говоря словами поэта, следовал за мыслями великого человека. И – раскрывал богатство, красоту этих мыслей для тех, кто приходил на выставки «Свет фресок Дионисия» в Третьяковской галерее, в музее-заповеднике Новгородского кремля, в Ярославле, Новгороде, залах петербургской Академии художеств, в Политехническом музее… Человек страстного, мощного темперамента, неуёмной энергии, он смог подчинить себя жесточайшей дисциплине, отказаться от внешнего «самовыражения» художника ради донесения чистоты Дионисиева послания. В этом смысле этот практик, фотограф был просветителем самой высшей пробы.

Он не только издал уникальную книгу «Сквозь пелену пяти веков», где представил фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре, – отмеченная в 2002-м как событие года, она стала важнейшей вехой в российском книгоиздании последних десятилетий. Он не только смог опереться на соучастие крупнейших музеев от Третьяковской галереи до Политехнического, чтобы показать уникальные шедевры, он проводил лично мастер-классы на всех прижизненных выставках… Он успел создать некоммерческий фонд «Фрески Руси», который должен был именно что открыть шедевры отечественного мастера России и миру, поставив его в ряд в том числе и с художниками европейского Возрождения.

Чтобы оценить уровень задач, которые он ставил перед фондом, можно упомянуть, например, выставку «Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря», которую сейчас показывают в Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля. Это один из пяти иконостасов XV столетия, которые сохранились в России. Имена мастеров трёх иконописных школ, которые выполняли заказ московского князя Ивана III, остались неизвестны. Иконы побывали на выставках в крупнейших европейских и американских музеях, прежде чем приехать в Москву. Но понятно, что для музейных вещей, возраст которых 500 лет, такие «выезды» в свет – огромная и чреватая опасностями нагрузка, влекущая хлопоты реставраторов. Показ фотографических произведений, представляющих фрески Дионисия, за рубежом также непростое и дорогостоящее дело. Но всё же более доступное, чем экспозиция реликвий XV века. К тому же это единственная возможность познакомить мир с уникальной культурой росписей «северной Фиваиды». Не по альбомам, которые искажают цвета фресок, пропорции фигур и вместо светлых проёмов окон оставляют чёрные пятна, а в произведениях, которые передают фактуру фресок, строгую грацию фигур, чистоту тона и воздушную громаду храмового пространства… Насколько такие выставки востребованы, показывает опыт представления проекта «Свет фресок Дионисия» в Италии. Но понятно, что для задач, как раньше говорили, «государственной значимости» нужна и поддержка государственного уровня.

Возможно, такая поддержка могла бы стать реальностью, будь Юрий Иванович жив. Но после его гибели весь основной груз ответственности за будущее проекта лёг на семью – вдову с двумя тогда ещё маленькими детьми. Сегодня, пять лет спустя после трагедии, можно лишь восхититься тем, с какой неуклонной твёрдостью, самоограничением во всём, что касается быта, самоотверженностью и любовью к проекту семья работала над продолжением его дела, или, точнее, их «общего дела». Екатерина Данилова, вдова Юрия Ивановича (под её руководством работает теперь фонд «Фрески Руси»), смогла вместе со сподвижниками мастера подготовить и провести выставки в Аптекарском приказе в МУАРе (2008), в музее-заповеднике «Коломенское» (2010), в нескольких городах России и Италии. Более того, на сегодняшний день мы можем видеть на выставке огромное число произведений, которые раньше не публиковались, были в архивах автора. В том числе и серии «Соловецкая Голгофа», которую Холдин снимал в 1990-е годы. Екатерина Владимировна продолжила подготовку и выпустила «Акафист Пресвятой Богородице» – раритетное издание, в котором слово молитвы и образ фрески предстают в единстве. Юрий Иванович работал над этим изданием последние два года жизни. Наконец, фонд выступил соорганизатором проекта «Страна Воскресения» (2008, 2010). Тогда на разных площадках, в том числе в Большом зале Московской консерватории, звучал концерт «Страна Воскресения», в котором, в частности, «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова сопровождались проекцией работ Юрия Холдина.

За эти годы проект «Свет фресок Дионисия – миру» обрёл верных поклонников, зрителей, которые приходят фактически на каждую выставку. Те, кто, как аспирантка университета в Новгороде, писал в книге отзывов: «Творчество фотохудожника оказалось конгениально творчеству Дионисия, они прозвучали словно на одной ноте…» Те, кто, как умудрённый профессор, замечал: «Художник, искусствовед, просветитель, фотограф, гражданин – всё это в одном человеке! Много!!!» Именно эти люди создали инициативную группу, собиравшую подписи в пользу открытия в Москве постоянной экспозиции проекта «Свет фресок Дионисия – миру». Сегодня можно сказать, что постоянная экспозиция обрела наконец очень правильное, по мнению многих зрителей, пространство, где «её самое место», – она открывает Свет его ищущим и тем, кто ещё в пути… Один из залов музея храма Христа Спасителя отдан для экспозиции Юрия Холдина, которая обрела на сегодняшний день черты «Поэмы о России», некогда задуманной автором, включающей 2 монументальных цикла: «Фрески Ферапонтова монастыря» и «Соловецкая Голгофа». В марте 2012 года выставка перемонтирована в 3-й зал круговой музейной галереи (справа от входа) и сохранена в полном объёме.

Путь к произведениям Холдина и дорога к храму, похоже, становятся неразделимы. Что ж, Дионисий бы это понял…

Жанна ВАСИЛЬЕВА

Обсудить в группе Telegram

Жанна Васильева

Редактор отдела «Искусство».... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS