ТРИ ЭПОХИ
Кто бы мог себе представить, что с первых же дней Великой Отечественной молодой дипломатической службе Советского государства, практически созданной из непрофессионалов чуть более 20 лет назад и обновлённой с назначением В.М. Молотова народным комиссаром иностранных дел СССР в 1939 г., придётся вести весьма серьёзные баталии на дипломатическом фронте?! А ведь им противостояли высокоорганизованные дипслужбы США, Англии и других стран, располагающие огромным опытом, богатым арсеналом средств и тщательно подобранными кадрами. Этому опыту, который по объёму, многогранности, сложности и важности проблем, решаемых в ходе этих баталий, зачастую при быстро меняющейся военной обстановке, нет аналогов в мировой истории. Так что в канун очередной годовщины Великой Победы стоит напомнить об основных вехах.
Одной из главных особенностей международных отношений того времени стало тесное сплетение интересов стран, так или иначе втянутых во Вторую мировую войну, и разнообразие стоявших перед ними задач тактического и стратегического характера. Советские дипломаты решали тогда необычайно важную проблему создания максимально благоприятных международных условий для своей страны. И хотя концептуальные цели социалистического СССР принципиально отличались от Англии и США, руководители последних в первые же дни войны высказались за сотрудничество с нами.
Уже вечером 22 июня Уинстон Черчилль, выступая по радио, заявил, что «будем бороться сообща». А 24 июня о готовности США сотрудничать с СССР заявил Франклин Рузвельт. И в том, что 12 июля 1941 г. в Москве по инициативе советского правительства было подписано соглашение между СССР и Англией о совместных действиях в войне против Германии, определяющая заслуга советской дипломатии, которая и далее приложила немало усилий, чтобы шаг за шагом объединять все силы антигитлеровской коалиции. В итоге через месяц на состоявшейся в бухте Арджентии на западном побережье Атлантического океана встрече Рузвельта и Черчилля была согласована декларация, получившая название «Атлантическая хартия». Присоединение СССР к ней и означало начало реального появления антифашистского союза государств. Разгром немецких войск под Москвой, развеявший миф о непобедимости гитлеровской армии, вселил в народы, борющиеся против фашизма, веру в свои силы, в победу. И 1 января 1942 г. в Вашингтоне была подписана Декларация Объединённых Наций. Вначале её подписали представители четырёх великих держав – СССР, США, Англии и Китая, а затем ещё 22 государства. Так окончательно была создана антигитлеровская коалиция.
Определяющую роль сыграли советские дипломаты и в организации Второго фронта в Европе, открытие которого согласовал Молотов на переговорах в Лондоне и Вашингтоне в мае 1942 г. Однако правительства США и Англии келейно договорились о том, что Второй фронт откроется не в 1942-м (как и договаривались), ни даже в 1943-м, а лишь в 1944 г. И только благодаря твёрдой позиции И.В. Сталина, поддержанной Рузвельтом, на конференции руководителей трёх союзных держав в Тегеране было решено открыть Второй фронт в Европе (операция «Оверлорд») в мае 1944 года.
Огромная роль нашей дипломатии выразилась в подготовке Крымской конференции (4–11 февраля 1945 г.), которая приняла Декларацию об Освобождённой Европе и постановила созвать в Сан-Франциско в апреле конференцию Объединённых Наций для подготовки устава такой организации. Также важное значение для судеб послевоенной Европы и мира имела Берлинская (Потсдамская) конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.), где решился вопрос о передаче СССР Кёнигсберга и прилегающего к нему района, а западная граница Польши (после острой дискуссии) была установлена по линии Одер–Западная Нейсе. В итоге Советский Союз существенно укрепил безопасность своих границ в Европе, а на Дальнем Востоке вернул Южный Сахалин и Курильские острова.
Трудно переоценить заслуги советской дипломатии в это время. Благодаря её усилиям нам удалось избежать войны одновременно с Германией и Японией, сорвать планы на изоляцию и истощение СССР, на заключение сепаратного мира Германии с США и Англией. В грозные годы войны огромная нагрузка и ответственность легла на Народный комиссариат иностранных дел СССР. В это время появилась целая плеяда выдающихся дипломатов, таких как А.Е. Богомолов, А.А. Громыко, Ф.Т. Гусев, И.М. Майский, Я.А. Малик, А.С. Панюшкин, А.А. Смирнов…
Празднуя 62-ю годовщину Великой Победы, невольно возникает желание оценить то, как мы распорядились её результатами. И здесь особо пристального внимания заслуживает политика Горбачёва–Шеварднадзе. Считаю, что тогда они проявили полнейшее пренебрежение к национальным интересам своей страны, пойдя на сверхскоростное, неоговорённое, по существу, никакими политическими условиями объединение Германии и на её членство в НАТО. Вопреки национальным интересам СССР, лишь в угоду Западу эти горе-политики приняли решение о выводе наших войск из Европы так спешно, что казалось, в Кремле внезапно загремел сигнал тревоги. Их не интересовало ничто, даже будет ли у солдат и офицеров крыша над головой в местах будущей дислокации.
Закономерным итогом подобной политики пренебрежения национальными интересами собственной страны и ничем не оправданных уступок Западу, которая продолжена и после Горбачёва, стал развал Советского Союза. Как сказал президент Франции Миттеран, «мы являемся свидетелями крушения не только сталинской империи, но и империи Петра Великого». С этим трудно не согласиться. При этом внешнеполитическая линия новой России под руководством министра Козырева стала вообще откровенно прозападной, безвольной, бесхребетной, а наша дипломатия – просто ущербной… Такие «итоги» нельзя расценивать иначе, как предательство интересов нашей страны. Тогда на советской дипломатии, одной из самых сильных и уважаемых в мире, был поставлен жирный крест.
Формируя новую внешнюю политику после ликвидации СССР, уникальный по значимости дипломатический опыт Второй мировой войны, по существу, был отвергнут. В своей книге бывший министр иностранных дел РФ Игорь Иванов («Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны», 2001 г.), говоря о том, что Российская Федерация является продолжателем и правопреемником СССР, пишет: «Опыт международной деятельности Советского Союза в этот период (Второй мировой войны. – Б.П.) имеет непреходящее значение для современной внешней политики России». Однако же это не так, потому что тогда, по сути, он был предан забвению, и лишь в последние годы его начинают «доставать из архивов».
Показательна в этом отношении и книга известного учёного и дипломата В.И. Попова «Современная дипломатия: теория и практика». В этом солидном труде, как ни печально, – ни строчки о деятельности советских дипломатов в годы Великой Отечественной. А ведь такой дипломатией и можно, и должно гордиться, её надо тщательно изучать и брать на вооружение. Это – дипломатия Великой Победы великой страны.
Нынешнему президенту России Владимиру Путину досталось тяжёлое дипломатическое наследие, когда последовательно пришлось избавляться от ранее укоренившегося дилетантизма в политике и навязанного нам неравноправного партнёрства. Чего стоит неслыханный по своему цинизму недавно опубликованный доклад Госдепартамента США с обвинениями в адрес российских властей в нарушениях прав человека и отходе от принципов демократии. Такое беспрецедентное вмешательство во внутренние дела страны, освободившей Европу от фашизма, наглядно показывает, насколько далеко зашли Соединённые Штаты в своих имперских амбициях. Судя по всему, они забыли известную истину, что там, где кончается дипломатия, начинается война.
Без сомнения, в последние годы внешнеполитический курс России всё больше и больше отвечает вызовам времени, причём проводится без оглядки на Вашингтон. С назначением министром иностранных дел России Сергея Лаврова (как и в бытность Евгения Примакова) работа внешнеполитического ведомства заметно активизировалась. Всё говорит о том, что мы вышли «из оцепенения», сделали правильные выводы и многому научились. Сегодня у России есть все шансы подняться во весь свой исполинский рост, расправить могучие плечи и вернуть былое величие. Именно за такую страну боролись и солдаты, и дипломаты в годы Великой Отечественной.
На Ялтинской конференции 4–11 февраля 1945 года народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов, посол США в СССР А. Гарриман и Маршал Советского Союза И.В. Сталин
Кто бы мог себе представить, что с первых же дней Великой Отечественной молодой дипломатической службе Советского государства, практически созданной из непрофессионалов чуть более 20 лет назад и обновлённой с назначением В.М. Молотова народным комиссаром иностранных дел СССР в 1939 г., придётся вести весьма серьёзные баталии на дипломатическом фронте?! А ведь им противостояли высокоорганизованные дипслужбы США, Англии и других стран, располагающие огромным опытом, богатым арсеналом средств и тщательно подобранными кадрами. Этому опыту, который по объёму, многогранности, сложности и важности проблем, решаемых в ходе этих баталий, зачастую при быстро меняющейся военной обстановке, нет аналогов в мировой истории. Так что в канун очередной годовщины Великой Победы стоит напомнить об основных вехах.
Одной из главных особенностей международных отношений того времени стало тесное сплетение интересов стран, так или иначе втянутых во Вторую мировую войну, и разнообразие стоявших перед ними задач тактического и стратегического характера. Советские дипломаты решали тогда необычайно важную проблему создания максимально благоприятных международных условий для своей страны. И хотя концептуальные цели социалистического СССР принципиально отличались от Англии и США, руководители последних в первые же дни войны высказались за сотрудничество с нами.
Уже вечером 22 июня Уинстон Черчилль, выступая по радио, заявил, что «будем бороться сообща». А 24 июня о готовности США сотрудничать с СССР заявил Франклин Рузвельт. И в том, что 12 июля 1941 г. в Москве по инициативе советского правительства было подписано соглашение между СССР и Англией о совместных действиях в войне против Германии, определяющая заслуга советской дипломатии, которая и далее приложила немало усилий, чтобы шаг за шагом объединять все силы антигитлеровской коалиции. В итоге через месяц на состоявшейся в бухте Арджентии на западном побережье Атлантического океана встрече Рузвельта и Черчилля была согласована декларация, получившая название «Атлантическая хартия». Присоединение СССР к ней и означало начало реального появления антифашистского союза государств. Разгром немецких войск под Москвой, развеявший миф о непобедимости гитлеровской армии, вселил в народы, борющиеся против фашизма, веру в свои силы, в победу. И 1 января 1942 г. в Вашингтоне была подписана Декларация Объединённых Наций. Вначале её подписали представители четырёх великих держав – СССР, США, Англии и Китая, а затем ещё 22 государства. Так окончательно была создана антигитлеровская коалиция.
Определяющую роль сыграли советские дипломаты и в организации Второго фронта в Европе, открытие которого согласовал Молотов на переговорах в Лондоне и Вашингтоне в мае 1942 г. Однако правительства США и Англии келейно договорились о том, что Второй фронт откроется не в 1942-м (как и договаривались), ни даже в 1943-м, а лишь в 1944 г. И только благодаря твёрдой позиции И.В. Сталина, поддержанной Рузвельтом, на конференции руководителей трёх союзных держав в Тегеране было решено открыть Второй фронт в Европе (операция «Оверлорд») в мае 1944 года.
Огромная роль нашей дипломатии выразилась в подготовке Крымской конференции (4–11 февраля 1945 г.), которая приняла Декларацию об Освобождённой Европе и постановила созвать в Сан-Франциско в апреле конференцию Объединённых Наций для подготовки устава такой организации. Также важное значение для судеб послевоенной Европы и мира имела Берлинская (Потсдамская) конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.), где решился вопрос о передаче СССР Кёнигсберга и прилегающего к нему района, а западная граница Польши (после острой дискуссии) была установлена по линии Одер–Западная Нейсе. В итоге Советский Союз существенно укрепил безопасность своих границ в Европе, а на Дальнем Востоке вернул Южный Сахалин и Курильские острова.
Трудно переоценить заслуги советской дипломатии в это время. Благодаря её усилиям нам удалось избежать войны одновременно с Германией и Японией, сорвать планы на изоляцию и истощение СССР, на заключение сепаратного мира Германии с США и Англией. В грозные годы войны огромная нагрузка и ответственность легла на Народный комиссариат иностранных дел СССР. В это время появилась целая плеяда выдающихся дипломатов, таких как А.Е. Богомолов, А.А. Громыко, Ф.Т. Гусев, И.М. Майский, Я.А. Малик, А.С. Панюшкин, А.А. Смирнов…
Празднуя 62-ю годовщину Великой Победы, невольно возникает желание оценить то, как мы распорядились её результатами. И здесь особо пристального внимания заслуживает политика Горбачёва–Шеварднадзе. Считаю, что тогда они проявили полнейшее пренебрежение к национальным интересам своей страны, пойдя на сверхскоростное, неоговорённое, по существу, никакими политическими условиями объединение Германии и на её членство в НАТО. Вопреки национальным интересам СССР, лишь в угоду Западу эти горе-политики приняли решение о выводе наших войск из Европы так спешно, что казалось, в Кремле внезапно загремел сигнал тревоги. Их не интересовало ничто, даже будет ли у солдат и офицеров крыша над головой в местах будущей дислокации.
Закономерным итогом подобной политики пренебрежения национальными интересами собственной страны и ничем не оправданных уступок Западу, которая продолжена и после Горбачёва, стал развал Советского Союза. Как сказал президент Франции Миттеран, «мы являемся свидетелями крушения не только сталинской империи, но и империи Петра Великого». С этим трудно не согласиться. При этом внешнеполитическая линия новой России под руководством министра Козырева стала вообще откровенно прозападной, безвольной, бесхребетной, а наша дипломатия – просто ущербной… Такие «итоги» нельзя расценивать иначе, как предательство интересов нашей страны. Тогда на советской дипломатии, одной из самых сильных и уважаемых в мире, был поставлен жирный крест.
Формируя новую внешнюю политику после ликвидации СССР, уникальный по значимости дипломатический опыт Второй мировой войны, по существу, был отвергнут. В своей книге бывший министр иностранных дел РФ Игорь Иванов («Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны», 2001 г.), говоря о том, что Российская Федерация является продолжателем и правопреемником СССР, пишет: «Опыт международной деятельности Советского Союза в этот период (Второй мировой войны. – Б.П.) имеет непреходящее значение для современной внешней политики России». Однако же это не так, потому что тогда, по сути, он был предан забвению, и лишь в последние годы его начинают «доставать из архивов».
Показательна в этом отношении и книга известного учёного и дипломата В.И. Попова «Современная дипломатия: теория и практика». В этом солидном труде, как ни печально, – ни строчки о деятельности советских дипломатов в годы Великой Отечественной. А ведь такой дипломатией и можно, и должно гордиться, её надо тщательно изучать и брать на вооружение. Это – дипломатия Великой Победы великой страны.
Нынешнему президенту России Владимиру Путину досталось тяжёлое дипломатическое наследие, когда последовательно пришлось избавляться от ранее укоренившегося дилетантизма в политике и навязанного нам неравноправного партнёрства. Чего стоит неслыханный по своему цинизму недавно опубликованный доклад Госдепартамента США с обвинениями в адрес российских властей в нарушениях прав человека и отходе от принципов демократии. Такое беспрецедентное вмешательство во внутренние дела страны, освободившей Европу от фашизма, наглядно показывает, насколько далеко зашли Соединённые Штаты в своих имперских амбициях. Судя по всему, они забыли известную истину, что там, где кончается дипломатия, начинается война.
Без сомнения, в последние годы внешнеполитический курс России всё больше и больше отвечает вызовам времени, причём проводится без оглядки на Вашингтон. С назначением министром иностранных дел России Сергея Лаврова (как и в бытность Евгения Примакова) работа внешнеполитического ведомства заметно активизировалась. Всё говорит о том, что мы вышли «из оцепенения», сделали правильные выводы и многому научились. Сегодня у России есть все шансы подняться во весь свой исполинский рост, расправить могучие плечи и вернуть былое величие. Именно за такую страну боролись и солдаты, и дипломаты в годы Великой Отечественной.
На Ялтинской конференции 4–11 февраля 1945 года народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов, посол США в СССР А. Гарриман и Маршал Советского Союза И.В. Сталин