Перейти к содержанию
  Среда 04 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Директор театра

Кузнецова Анна Кузнецова Анна — 01 января 2007

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ

Проходя около шести-семи вечера по Малой Дмитровке, непременно услышишь: «Нет ли лишнего билетика?» И так – из года в год, ежедневно вот уже 35 лет! Разве только цена у «жучков»-перекупщиков меняется, теперь она доходит до восьми тысяч рублей.
Уверенное процветание столичного Ленкома в пору, когда большинство театров в Москве, не говоря уже о периферии, борются за выживание, – культурный феномен, загадка, ответ на которую до конца так и не ясен.
Идеальные спектакли? Но о них, как правило, не перестают спорить, у них есть как поклонники, так и оппоненты. Марк Захаров? Артисты? Конечно, довод! Но – отнюдь не исчерпывающий. Ведь есть выдающиеся «сборные» талантов и в других коллективах.
Недавно, когда на театр-любимчик в очередной раз высыпался огнепад наград, в Екатерининском зале Кремлёвского дворца в компании всенародно известных ленкомовцев – Чурикова, Янковский, Збруев, Лазарев – был ещё один высокий красавец, тоже с очевидной актёрской внешностью, но мало кому известный в лицо, сказавший Владимиру Путину: «Я первый театральный директор, получающий из ваших рук орден «За заслуги перед Отечеством». Надеюсь, что не последний…»
Тоже Марк, но только Борисович. Работающий в театре почти столько же, сколько его тёзка Марк Анатольевич, – скоро тридцать лет. Не только участник всех побед Ленкома, но и хозяин, несущий на своих плечах немалый груз хозяйственных, административных, финансовых забот. Мой собеседник – Марк ВАРШАВЕР.

– Марк, а что всё-таки такое директор в театре? В последнее время сформировался в общественном сознании образ некоего монстра, который подчинил искусство кассе, притесняет режиссёров, захватил единоличную власть...
– Если коротко, я бы ответил: директор – это тот, кто за всё в театре в ответе. А чем меньше его самого видно, тем лучше…
– А вот профессор театральной академии Юрий Орлов говорил о тебе, что ты создал новый образ театрального директора – красивого, светского, всемогущего… Инна Михайловна Чурикова считает, что у тебя отсутствуют в лексиконе слова «нет», «нельзя», «не могу», только – «да», «сейчас», «одну минуточку»… Худрук вообще жить без тебя не может, ты для него – друг, единомышленник, «великий стратег и тактик»… Знаю, вы с Захаровым и живёте рядом в одинаковых таун-хаусах в Куркине. Ты и дома с ним о театре разговариваешь?
– Конечно, а как иначе?!
Наверное, мне с самого начала надо признаться, что знаю Варшавера больше, чем он работает в Ленкоме, и моё фамильярное отношение (он со мной на «вы», а я его «тыкаю») продиктовано тем историческим обстоятельством, что на заре туманной юности у вчерашней выпускницы университета, преподававшей гуманитарные предметы в Горьковском театральном училище, был студент Варшавер. Естественно, наша встреча началась с воспоминаний.
– Я так мечтал быть артистом!
– Ну, по моим воспоминаниям, ты особенной радивостью не отличался. Бывало, вместо занятий в ресторанном оркестре играл…
– Должен был маме помогать, семью кормить, пришлось смолоду деньги зарабатывать. А потом, в театральное училище я пришёл не мальчиком, уже музыкальное училище окончил. Но очень хотел на сцену.
– Сейчас, наверное, не столь важно, почему ты не стал артистом, а вопрос в том, насколько первое образование помогло тебе стать директором, да ещё такого уникального театра, как Ленком.
– Ну, с неба ничего не падает – ни Варшавер-директор, ни уникальность Ленкома. Всё это труд, труд и ещё раз труд. Хотя в моей судьбе есть место и случаю. По окончании училища
уехал по приглашению в Северодвинск. Потом решил перейти в Русский драмтеатр в Баку на амплуа героя-любовника. Раскольникова должен был играть, уже вещи туда отправил – диван, шкаф, чемодан – всё, что было… Но, проезжая через Москву, увидел на стене объявление: «Требуются артисты» – и оказался в труппе Московского областного драматического театра. А там был замечательный директор Исидор Михайлович Тартаковский, которого ещё многие помнят. Его сфера – это было лучшее в том театре, поэтому я вскоре увлёкся административными делами больше, чем сценой. Неудачником я не был, играл главные роли, но однажды понял: нет, не моё это, моё – другое…
– При том, что фактурой господь не обидел. Красив ты был, как античный бог!
– Скажете тоже!.. Но ведь и для администратора если не красота, то обаяние, способность вступать в контакт с людьми, уметь договариваться и добиваться поставленных целей – необходимые качества. Да и с артистами надо уметь разговаривать на одном языке, понимать их всех – от начинающего до народного. Тем более артистов Ленкома. В том, что в итоге я попал к Захарову, был и случай, и божье провидение, и сознательный выбор. Девять лет прослужил здесь главным администратором, прежде чем Марк Анатольевич предложил мне стать директором. Окончил ГИТИС – без специальных знаний руководить театром сегодня невозможно.
– В любых наших разговорах имя Марка Захарова возникает почти сразу. А следом встаёт едва ли не главная – сколько себя помню в театре – на все времена проблема: взаимоотношения творческого лидера и директора.
– Проблема эта во многом надуманная и возникла в том числе от людских несовершенств: ну как может жить театр без художественного лидера?! Я-то уверен: никак! Не может быть театр директорским. У каждого – своё место и своё дело. Марк Захаров – мозг, сердце, душа, наконец, бренд нашего театра. Я – его руки, горючее для мотора, помощник в реализации всего «громадья» планов. И не представляю хорошего театра по-другому: это как ребёнка рожать без матери. А плохим нечего делать, их закрывать надо без сожалений: не нова моя мысль, зачем России шестьсот театров, в числе которых есть хуже некуда… Лучшие взяли бы на себя обслуживание регионов, конечно, с дополнительной экономической защитой.
– Тогда ещё больше появится антреприз. А ведь и сейчас уже периферийные города стонут от наездов столичных халтурщиков.
– Я, кстати, не могу теперь слышать само слово «антреприза»: невиноватое слово стало ужасным.
– Но ведь и у вашего театра не так давно появились особенные проекты, совместные с продюсерским центром Валерия Янкловича и Марка Кролла.
– Но это – совсем другое дело, исключающее издержки антреприз. И «Город миллионеров», и «Полёт над гнездом кукушки», и «Tout рауe» возникли в результате договоров о совместных постановках, где партнёр обеспечивает материальную часть, берёт на себя все финансовые расходы, а мы вкладываем свой «бренд», своих знаменитых актёров, сколлекционированных Захаровым. Причём режиссуру стараемся приглашать такую, чтобы не ниже планки театра: Эльмо Нюганена, Александра Морфова, Владимира Мирзоева. Но это расширяет и творческие, и экономические возможности Ленкома. В какой-то степени – реформирует эти механизмы.
– Николай Сорокин, руководитель Ростовского академического театра, сказал мне, что он не пускает на свою сцену никаких столичных разовых гастролёров, кроме Ленкома.
– Вот видите. Мы отвечаем за свою марку.
– В результате такой ответственности вы сейчас, наверное, меньше, чем прежде, ездите на гастроли?
– Нет, ездим. Каждый год обязательно в Санкт-Петербург на 20–25 дней. Были в Перми, Самаре, Саратове, Ярославле, Воронеже, в Прибалтике. Сегодня это стоит громадных денег, поэтому ездим только туда, где все расходы берёт на себя принимающая сторона.
– А Париж снова покорять не собираетесь?
– Идут переговоры с Пьером Карденом, но очень затяжные… Видите, как круто разворачивается сейчас жизнь. Ещё несколько лет назад я яростно сопротивлялся повышению цен на билеты, теперь сдался. Вынужден. Несмотря на финансовую помощь города.
– И сколько стоят сейчас ваши билеты? Официальная их цена?..
– От семисот до двух с половиной тысяч рублей на премьерную «Женитьбу». А наша касса – это и актёрские доплаты, и наш недешёвый ремонт. Я ведь не за всю страну в ответе, а за свой коллектив. От меня же ждут: иногородние – прописки, молодые – общежития, взрослые – квартир, все вместе – зарплат, лучше повыше, и ежедневной, ежечасной, ежеминутной заботы. Триста пятьдесят человек коллектива и тысячи (в месяц – 20 тысяч) зрителей, которые требуют неусыпного внимания. Мы бесконечно повторяли знаменитую формулу Станиславского, что театр начинается с вешалки, а может быть – с туалета? Долгие годы плохие туалеты, очереди в них были фирменным знаком отечественного театра, на них всегда не хватало денег.
И Варшавер ведёт меня в них и с гордостью демонстрирует. Дворцы! Даже туалетной бумаги и салфеток сколько хочешь. Для него в театре всё важно, мелочей нет: новые дубовые двери, буфет («Он нам не принадлежит. Но за ассортиментом и ценами стараюсь следить»), комфортабельные гримуборные, сауна с массажистом для работников... Предмет особенной гордости директора – служебное кафе.
– Попробуйте наш обед. Для каждого он стоит чисто символически – тридцать рублей. А театр – ещё всем по две тысячи в месяц на социальную защиту доплачивает. Борщ сам учил поваров варить. А компот вы пьёте из моих яблок, в этом году – урожай, привёз в буфет три мешка. Я сам первый обычно пробу снимаю.
– А спиртное всех сортов?
– Ну и что? Запрещу – всё равно принесут. А если напьются – будут уволены.
– Марк, а говорят, жена Николая Петровича Караченцова обижена на недостаток внимания к ним.
– Пусть это будет на её совести. Они сейчас получают столько же, сколько получали до болезни. Не хочу говорить, сколько, чтобы не дразнить тех, кто в нашей стране получает меньше прожиточного минимума. Но уверяю вас: достаточно и немало. Мы с Захаровым следим за этим.
– Не могу не спросить и о здоровье Александра Гавриловича Абдулова.
– Не хочется бередить больную в прямом и в переносном смысле тему: об этом и так слишком много пишется, но мы помогаем нашим любимым артистам по мере возможности и с нетерпением ждём их возвращения. Однако театр – дело жестокое. Вот вводим на главную роль в «Затмение» Андрея Соколова. Говорят, хорошо репетирует.
– Я видела у тебя в приёмной кипы корреспонденции, посылки для Абдулова и Каранченцова.
– Да, они идут и идут со всей страны со словами любви и сочувствия, чаще с лекарствами, рецептами. Нас вообще многие любят и многие помогают. Только некоторые благотворители не хотят себя объявлять. А главный наш меценат – город и лично Юрий Михайлович Лужков. Его отношение к культуре, к сбережению театра в эти трудные времена, уверен, потом будут осмысливать, изучать.
В кабинете у Варшавера – монитор с девятью камерами, приёмная, коридор, сцена, весь театр…
– А ты что, всегда в театре? Я как ни позвоню, ты на месте, ну разве что из кабинета вышел. А отдыхать когда? Как?
– Отдыхать от чего? От любимой работы? Ведь если ты здесь радость получаешь, разве может быть отдых от радости? 

Беседу вела Анна КУЗНЕЦОВА

Анна Кузнецова


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты