Не самый громкий, но очень важный для любого музыканта дебют в Вене состоялся в октябре у дирижёра оркестра «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Башмет) Евгения Бушкова. В программе – произведения П.И. Чайковского: Пятая симфония, Первый концерт. Солировал с оркестром студент Московской консерватории (класс профессора Веры Васильевны Горностаевой) Вадим Холоденко. Я писал в «ЛГ» о впечатлениях от московских концертов – никаких штампов, всё свежо, как будто играется в первый раз. В Вене оркестр приняли хорошо, и настроение у дирижёра Евгения Бушкова испорчено не было.
Любители музыки познакомились с ним на IX Международном конкурсе имени Чайковского. Скрипач Евгений Бушков оставлял впечатление интеллектуала, блестяще владеющего инструментом. И вполне оправдал все авансы последующей концертной деятельностью. Как-то я пригласил его в поездку от «Комсомолки» на Самотлор. Скрипка и Женя – неразлучны. В принципе. Едва устроился в гостинице – сразу за инструмент. Нефтяники, знающие, что такое каторжный труд, сначала приняли нового постояльца с большим энтузиазмом – скрипач здесь, как инопланетянин. Думали, поиграет немножко и перестанет. Нет. Напрасно надеялись. Он готов был играть все двадцать четыре часа. Дальнейшая реакция: ловят где-нибудь на лестнице и с большим удивлением уточняют: он что, так всё время и будет играть? Да, говорю. На лицах – неподдельное изумление. И восхищение. Начальник Самотлора и будущий нефтяной и газовый министр Филимонов говорит ему однажды не без зависти: «Вы знаете, я ведь тоже музыкант». Мы с Женей потрясены. Как и многим другим на Самотлоре. Уже несколько дней ничему не удивляемся. Но всё-таки уточняем: «А вы на чём играете?» – «На гармошке», – вполне серьёзно говорит Филимонов.
Но, к сожалению, случилось так, что скрипку пришлось оставить. Он не жалует разговоры на эти темы. В сложное время помогли «издержки» каторжного труда: воля и желание заниматься только музыкой. Так был найден новый инструмент с богатыми возможностями – симфонический оркестр. С прежним упорством он постигал секреты дирижёрского мастерства у Д. Китаенко, стажировался в США у В. Ямпольского. И вот уже пять лет работает в оркестре «Новая Россия». Очень интересно работает. Как музыкант с широким кругозором всё время ищет новые возможности и для себя, и для сочувствующих коллег. Думаю, ему интересно было бы поработать с другими оркестрами, а высшая точка дирижёрских претензий, как сам признавался, Венская филармония, что может быть привлекательнее для любого музыканта.
Пока эта замечательная перспектива не реализовалась, он времени не теряет: пять лет назад взялся за детские программы. Именно тогда появилась первая абонементная серия концертов. Идею подарил Бушкову не кто-нибудь, а маэстро Леонард Бернстайн своими двадцатью пятью концертами. Когда он впервые услышал их, познакомился со всем спектром тем, которые затрагивал Бернстайн, и восхитился тем, как он это делает, то ему захотелось нечто подобное устроить здесь, в России. Он не боялся упрёков в плагиате, говорил «повторить Бернстайна невозможно». Но желание рассказывать детям о музыке именно таким образом показалось дирижёру и своевременным, и перспективным. Первая серия концертов ещё была не под крышей филармонии. Так сказать, творческая инициатива. Не оставившая публику равнодушной. В столице, слава богу, всё ещё ощущается потребность приблизить серьёзную музыку к образованию. Как случилось, что в стране, располагающей лучшими в мире музыкальными традициями, профессиональными школами и самыми чуткими слушателями, образование обходится без музыки, – непонятно. Филипповы – Фурсенко постарались. Поэтому намерения Евгения Бушкова были как нельзя кстати. И первые концерты сразу вызвали большой общественный резонанс. Спустя два сезона, филармония пригласила их к сотрудничеству. Надеюсь, продолжительному.
Он сам стал рассказывать юным слушателям о музыке. Задача невероятно сложная. Я лично с большим предубеждением отношусь к подобным опытам. Но он, к счастью, избегает прямолинейной иллюстративности типа «а сейчас дети представьте себе ветку рябины с каплями дождя» и предлагает собственные размышления. Это всегда полезно – видеть и слышать человека размышляющего. Не «вдалбливающего» в печально известной школьной манере новые и малопонятные для многих сведения, а именно размышляющего. Эти импровизации важны ему самому. Фантазии фантазиями, а как откликается восприятие часто совершенно неподготовленных к этой встрече слушателей, очень интересно. Мне не нравится название цикла – «Классика – это классно». Игра в поддавки – будем выражаться, дескать, принятыми нынче оборотами. Не стоит. Но в конце концов дело не в словах и мелких компромиссах, а в результатах: полный зал подтверждает просветительские поиски дирижёра. Для отечественной культуры, без всякого преувеличения, бесценные.
Евгений Бушков впервые познакомил московскую публику с композитором Карамановым. Нечасто дирижёр открывает совершенно новое имя, да ещё и нашего современника. Он находит много интересного для себя в сочинениях Караманова, а значит, и у нас в перспективе новые впечатления от этих разысканий. В его планах – мюзиклы для детей, новые серии симфонических концертов. Он внимателен к молодым исполнителям. И с удовольствием тратит на них время. С ним приятно работать. Я убедился в этом на Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, где он дирижировал самым ответственным третьим туром. Деликатность дирижёра, желание обнаружить в каждом претенденте только ему свойственные исполнительские достоинства были отмечены всеми: и членами жюри, и, разумеется, молодыми музыкантами.
Евгений Бушков упорно считает себя молодым дирижёром. Уж не знаю, что он под этим подразумевает. Но всё, что делает, действительно отличается качествами, присущими молодости. И пусть так будет как можно дольше!