Перейти к содержанию
  Воскресенье 01 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Дирижёр Бушков

Данилин Юрий Данилин Юрий — 01 января 2007

 СЕМЬ НОТ

Юрий ДАНИЛИН


Не самый громкий, но очень важный для любого музыканта дебют в Вене состоялся в октябре у дирижёра оркестра «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Башмет) Евгения Бушкова. В программе – произведения П.И. Чайковского: Пятая симфония, Первый концерт. Солировал с оркестром студент Московской консерватории (класс профессора Веры Васильевны Горностаевой) Вадим Холоденко. Я писал в «ЛГ» о впечатлениях от московских концертов – никаких штампов, всё свежо, как будто играется в первый раз. В Вене оркестр приняли хорошо, и настроение у дирижёра Евгения Бушкова испорчено не было.
Любители музыки познакомились с ним на IX Международном конкурсе имени Чайковского. Скрипач Евгений Бушков оставлял впечатление интеллектуала, блестяще владеющего инструментом. И вполне оправдал все авансы последующей концертной деятельностью. Как-то я пригласил его в поездку от «Комсомолки» на Самотлор. Скрипка и Женя – неразлучны. В принципе. Едва устроился в гостинице – сразу за инструмент. Нефтяники, знающие, что такое каторжный труд, сначала приняли нового постояльца с большим энтузиазмом – скрипач здесь, как инопланетянин. Думали, поиграет немножко и перестанет. Нет. Напрасно надеялись. Он готов был играть все двадцать четыре часа. Дальнейшая реакция: ловят где-нибудь на лестнице и с большим удивлением уточняют: он что, так всё время и будет играть? Да, говорю. На лицах – неподдельное изумление. И восхищение. Начальник Самотлора и будущий нефтяной и газовый министр Филимонов говорит ему однажды не без зависти: «Вы знаете, я ведь тоже музыкант». Мы с Женей потрясены. Как и многим другим на Самотлоре. Уже несколько дней ничему не удивляемся. Но всё-таки уточняем: «А вы на чём играете?» – «На гармошке», – вполне серьёзно говорит Филимонов.
ИТАР-ТАССНо, к сожалению, случилось так, что скрипку пришлось оставить. Он не жалует разговоры на эти темы. В сложное время помогли «издержки» каторжного труда: воля и желание заниматься только музыкой. Так был найден новый инструмент с богатыми возможностями – симфонический оркестр. С прежним упорством он постигал секреты дирижёрского мастерства у Д. Китаенко, стажировался в США у В. Ямпольского. И вот уже пять лет работает в оркестре «Новая Россия». Очень интересно работает. Как музыкант с широким кругозором всё время ищет новые возможности и для себя, и для сочувствующих коллег. Думаю, ему интересно было бы поработать с другими оркестрами, а высшая точка дирижёрских претензий, как сам признавался, Венская филармония, что может быть привлекательнее для любого музыканта.
Пока эта замечательная перспектива не реализовалась, он времени не теряет: пять лет назад взялся за детские программы. Именно тогда появилась первая абонементная серия концертов. Идею подарил Бушкову не кто-нибудь, а маэстро Леонард Бернстайн своими двадцатью пятью концертами. Когда он впервые услышал их, познакомился со всем спектром тем, которые затрагивал Бернстайн, и восхитился тем, как он это делает, то ему захотелось нечто подобное устроить здесь, в России. Он не боялся упрёков в плагиате, говорил «повторить Бернстайна невозможно». Но желание рассказывать детям о музыке именно таким образом показалось дирижёру и своевременным, и перспективным. Первая серия концертов ещё была не под крышей филармонии. Так сказать, творческая инициатива. Не оставившая публику равнодушной. В столице, слава богу, всё ещё ощущается потребность приблизить серьёзную музыку к образованию. Как случилось, что в стране, располагающей лучшими в мире музыкальными традициями, профессиональными школами и самыми чуткими слушателями, образование обходится без музыки, – непонятно. Филипповы – Фурсенко постарались. Поэтому намерения Евгения Бушкова были как нельзя кстати. И первые концерты сразу вызвали большой общественный резонанс. Спустя два сезона, филармония пригласила их к сотрудничеству. Надеюсь, продолжительному.
Он сам стал рассказывать юным слушателям о музыке. Задача невероятно сложная. Я лично с большим предубеждением отношусь к подобным опытам. Но он, к счастью, избегает прямолинейной иллюстративности типа «а сейчас дети представьте себе ветку рябины с каплями дождя» и предлагает собственные размышления. Это всегда полезно – видеть и слышать человека размышляющего. Не «вдалбливающего» в печально известной школьной манере новые и малопонятные для многих сведения, а именно размышляющего. Эти импровизации важны ему самому. Фантазии фантазиями, а как откликается восприятие часто совершенно неподготовленных к этой встрече слушателей, очень интересно. Мне не нравится название цикла – «Классика – это классно». Игра в поддавки – будем выражаться, дескать, принятыми нынче оборотами. Не стоит. Но в конце концов дело не в словах и мелких компромиссах, а в результатах: полный зал подтверждает просветительские поиски дирижёра. Для отечественной культуры, без всякого преувеличения, бесценные.
Евгений Бушков впервые познакомил московскую публику с композитором Карамановым. Нечасто дирижёр открывает совершенно новое имя, да ещё и нашего современника. Он находит много интересного для себя в сочинениях Караманова, а значит, и у нас в перспективе новые впечатления от этих разысканий. В его планах – мюзиклы для детей, новые серии симфонических концертов. Он внимателен к молодым исполнителям. И с удовольствием тратит на них время. С ним приятно работать. Я убедился в этом на Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, где он дирижировал самым ответственным третьим туром. Деликатность дирижёра, желание обнаружить в каждом претенденте только ему свойственные исполнительские достоинства были отмечены всеми: и членами жюри, и, разумеется, молодыми музыкантами.
Евгений Бушков упорно считает себя молодым дирижёром. Уж не знаю, что он под этим подразумевает. Но всё, что делает, действительно отличается качествами, присущими молодости. И пусть так будет как можно дольше!

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты