Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Дискурс каннибала

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

В Театре на Юго-Западе открыли нового драматурга

Слева направо: Курочкин - А. Наумов, мисс Магадан - С. Рубан, Пётр - В. Афанасьев; В.ИГНАТОВМаксим Кантор, живописец и гра­фик с завидной европейской репу­тацией, пару лет назад ошарашив­ший читающую публику своим «Учебником рисования» — романом в полторы тысячи страниц, вслед за тем обратился к драматур­гии, написав зараз целых восемь пьес. Наша газета, в своё время рассмотрев составив­шийся из них объёмистый том, пришла к выводу, что корпус этих произведений при всей их социально-политической хлёст­кости и лингвистической остроте страдает, кажется, некоторыми ощутимыми пробле­мами по части сценичности («ЛГ», № 35). Составить собственное мнение читатель сможет, обратившись к № 41 за 2007 год,в котором была опубликована пьеса «Эхо России». Впрочем, далее было замечено, что окончательный ответ сможет дать толь­ко сама Её Величество сцена.

И вот одна из восьми — трагикомедия «Вечер с бабуином, программная, главная, если учесть, что весь сборник получил од­ноимённое название, — довольно скоро обретает сценическое воплощение в самом «юго-западном» театре столицы.

И кому как не Валерию Беляковичу рис­ковать (о том, в чём, собственно, риск, — чуть позже). С его, с одной стороны, твор­ческой «всеядностью», а с другой — явным интересом к свежим и радикальным (иног­да даже с перебором) именам в насыщен­ной афише театра.

Итак. Писатель Курочкин (Александр Наумов), только что выпустивший трактат о демократии, наделавший много шуму, при­глашён в некий богатый дом. Его прелесть какая глупенькая жена Алла (Елена Шес-товская) после пяти минут общения с гос-теприимным хозяином приходит к выводу, что попали они в замок доброго великана, где исполняются любые желания. Великана — да, в определённом смысле. Доброго? Не смешите! Желания и вправду исполняются. Но не гостей, разумеется, а самого велика­на. Потому что живёт он «по понятиям».

Некий «бандит в хорошем смысле сло­ва», представляющийся скромно и просто — Пётр (Валерий Афанасьев), страдает от не­достатка «интеллектуального дискурса». По этой причине у него даже в привратниках (Виктор Борисов) служит не кто-нибудь, а бывший главный редактор журнала «Вопро­сы философии». А то ведь коллеги Петра — люди, к его великому сожалению, не очень-то образованные. Вот он интеллектуалов к себе в гости и приглашает. Чтобы было с кем поговорить. Об «экзистенциальной ис­тине, присущей самой жизни», к примеру, или о «субстанциональной сущности чело­веческих отношений».

А перед обедом — невинное развлечение, партия в «очко». С живым человеком в ка­честве ставки (с деньгами-то у интеллекту­алов негусто), которого в случае проигры­ша... подадут на обед в качестве коронного блюда. Полагаете, это шутка? Курочкин то­же так думал. Вот и поставил на кон свою Аллочку, которая, кстати, ничего против не имела. А вот второй званый гость — публи­цист и пламенный боец за демократию Ку­зин (Евгений Бакалов) — похитрее оказался. Женой рисковать не стал. На самого Куроч-кина поставил. Свобода выбора, знаете ли.

Говорить о конкретных актёрских уда­чах в этом спектакле трудно. Не столько потому, что Театр на Юго-Западе — театр ансамблевый, сколько. из-за текста пье-сы. Стремительный и очень насыщенный философский диалог перетягивает на себя внимание зрителя, и в стремлении не упус­тить, так сказать, нить дискурса больше следишь за тем, что говорит артист, чем за тем, как он отыгрывает ситуацию, в кото­рую поставлен автором его персонаж.

Главное достоинство пьесы при пере­носе на сцену превратилось в главный не­достаток. Вот почему постановку «Вечера с бабуином» я сочла рискованной. Максим Кантор, мне кажется, всё-таки больше про­заик, нежели драматург. Диалоги его персо­нажей гораздо интереснее читать самому, чем слышать, как их произносят другие. Не лишённые остроумия философские изыска­ния, заключённые в них, очень сильно тор­мозят развитие сюжета. Ибо они для автора важнее сюжета. Загнав своих героев в угол, Кантора меньше всего волнует, как они оттуда будут выбираться. После азартного диспута о свободе выбора как парадигме развития человечества, избранные предста­вители которого будут по собственному ус­мотрению «крышевать» или «чмырить» всех остальных, и застольная беседа о гастроно­мических достоинствах «вымени» и печени свежеприготовленной жертвы не вызывает мороза по коже (а по идее — должна бы), и вполне вроде закономерный финал кажется слегка притянутым за уши.

Возможно, если бы режиссёру удалось уместить эту фантасмагорию в одно дейс­твие, спектакль, не утратив острой социаль­ности, присущей пьесе, получился бы более динамичным. Не было бы надобности вво­дить дополнительных персонажей, устраи­вать переодевание в костюмы XVIII века и заставлять кузинскую жену Ирину (Надеж­да Бычкова) распевать свои реплики на ма­нер оперного речитатива. Как сценический ход это смотрится весьма и весьма эффект­но, но не спасает сюжет от провисания. За­то перед Беляковичем-сценографом нельзя не снять шляпу. Гигантский вращающийся подиум, на котором и поют и, пляшут, и в карты друг друга проигрывают, очень по­хож на пропеллер, из-под лопастей которо­го никому не удаётся вовремя убрать свои ноги-руки-головы. Гостеприимный хозяин не из тех, кто готов вовремя крикнуть «От винта!».

Ударные реплики, хлёсткие остроты, злая ирония. Комедия на злобу дня (че­го стоит один только пассаж о том, кто на самом деле кому должен — Америка всему миру или весь мир ей) гостья — по нынеш­ним временам на театральных подмостках — весьма редкая. Уже этого достаточно, что­бы своими глазами увидеть, что собой пред­ставляет «Вечер с бабуином». Почему с ба­буином, а не с орангутаном или ещё каким человекообразным? А потому, что бабуины, хоть и стадные животные, больных и ране­ных за собой не тащат. Предоставляют им право выбора: сдохнуть самим или быть съеденными кем-нибудь более хищным. Демократия потому что.

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS