Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Дискуссии, футбол и антарктический колокол

01 января 2007

Член жюри Илья Колосов на правом фланге;  Александр ОРЕШИННа телекинофоруме я был впервые – в составе солидного писательского десанта, и семь дней на крымском побережье пролетели мигом, как семь мячей, забитых в сетку моих ворот, в которых я нахально вызвался стоять за футбольную сборную «Звёзд телекинофорума». Событий было много – кинопросмотров, встреч, острых дискуссий: о правде и лжи современного экрана, о состоянии нынешней литературы и кинодраматургии, доверии к журналистике, о Чехове… но тут я заканчиваю о высоком и перехожу к низкому – падениям и прыжкам в горизонтальной плоскости, которые я совершал, изображая из себя вратаря с многолетним стажем, что и привело нашу команду к проигрышу в футбольном матче с правительством Автономной Республики Крым.

Стадион «Авангард» на несколько тысяч зрителей. Даже размяться не успели – в бой. Капитан Володя, оглядев нас и противника, сказал: «Порвут они нас, как Тузик грелку. Будем играть с пятью защитниками, тремя нападающими и двумя полузащитниками, которые будут болтаться в середине поля под ногами противников и пытаться переломить ход истории…» У меня от волнения и жары так пересохло в горле, что вместо зычных команд защите: «Разобрать игроков! Возьмите «девятку!» – я мог лишь пищать, как девочка со скрипкой, которую окружили мальчишки-хулиганы. Потом земляк Селин, отдыхавший в первом тайме, принёс мне за ворота две бутылки холодной воды, и голос слегка окреп. Когда мне вколотили вторую плюху, я понял правоту утверждения: «Беда не в том, что мужчины стареют, а в том, что не хотят в это поверить». На перерыв ушли со счётом 2:2. Лоб расцарапал о жёсткую траву до крови, бёдра и локти – в синяках, но появился азарт, без которого играть невозможно. В общем, отдышались, и снова в бой. Вышел Сергей Селин в белых кожаных сандалетах и забил два гола. (Третий с пенальти.) Последний раз я стоял на воротах тридцать лет назад за свой гараж против кувалд-пожарных. И вот – «Звёзды кинофорума»! Стремительная и, главное, блистательная спортивная карьера!

Основное время – 5:5. Проиграли по пенальти: 9:10.

Кадр из фильма «Свободная Антарктида»Потом мы пили пиво и рассуждали, что таким крымским орлам проиграть, конечно, не стыдно, но на следующий год надо привезти киношников-футболистов, певцов-вратарей и группу поддержки из десяти ментов и двадцати танцовщиц мюзик-холла, и тогда мы вставим крымскому правительству с сухим счётом. В общем, помахали кулаками после драки. Но все получили удовольствие от игры, несмотря на ушибы, ссадины и один перелом, который обнаружился не сразу.

Атеперь опять о высоком. Документальный фильм «Свободная Антарктида» (автор Жанна Широкова), получивший приз председателя Совета Федерации С.М. Миронова, порадовал меня мастерством кинематографистов, но и огорчил, как и должен огорчать фильм, рассказывающий горькую правду о прозябании на шестом континенте полутора десятков наших учёных.

Глядя на кадры их антарктической жизни, вспоминаешь присказку о чемодане без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко. Вот ржавый «уазик» брежневских времён – его вытягивает из грязи не менее древний «Урал». Вот кухонное и медицинское оборудование, завезённое ещё во времена первых экспедиций 50-х годов прошлого века. Работает! На уникальной плите, сделанной на оборонном заводе, которого давно уже нет, как нет и запчастей к плите, единственный штатный повар жарит американские окорочка, привезённые из России, а не из близкой Аргентины или Австралии. Вот учёные устраивают научные лаборатории в своих жилых модулях – на иное нет средств. Участники научных экспедиций нуждаются буквально во всём!

Но на самом ли деле нашему государству тяжело нести антарктическую ношу, на которую уже «положили глаз» многие государства? Японцы, например, хотят добывать в Антарктиде газ. Некоторые страны объявили отдельные острова своей территорией, а другой материк – Австралия – считает своей вотчиной половину Антарктиды с крупнейшими в мире запасами пресной воды, трогательными пингвинами и всеми приятными сюрпризами, таящимися в её недрах.

Надо сказать, что в 2011 году завершается действие Международного договора об особом статусе Антарктиды, открытой ценой невероятных лишений нашими моряками на деревянных шлюпах в 1820 году, чьи недра и территории пока не принадлежат ни одному из государств планеты. Сейчас 45 стран участвуют в научном освоении Антарктиды – чилийцы, китайцы, американцы, британцы, австралийцы, аргентинцы… Растут трёхэтажные здания, возникают почты, банки, магазины, школы для детей сотрудников, и самое главное – современные лаборатории, которые в силу их универсальности трудно отнести к чисто гражданским, единственно разрешённым на континенте-заповеднике. Тем более что многие зарубежные исследователи, не скрываясь, ходят по Антарктиде в военной форме.

Так какова, как говорится, цена нашего антарктического вопроса? Почему на наших станциях не увидишь мощных японских или американских внедорожников, которые нарезают вальяжные круги по Москве и Рублёвке? Почему медицинское оборудование не идёт ни в какое сравнение с насыщением всевозможных платных клиник, которых развелось в наших столицах видимо-невидимо? И почему при современном изобилии продуктов меню зимовщиков напоминает о захудалом привокзальном буфете с компотом из трухи сухофруктов? Оказывается, «цена вопроса», то есть бюджет наших антарктических станций, – как говорили эксперты при обсуждении фильма, – завышена в двадцать раз! Из всех средств, ежегодно выделяемых государством на научно-исследовательские работы и быт зимовщиков, лишь малая часть используется по прямому назначению. Остальные исчезают в результате хитроумных финансовых операций, название которых известно в нашей стране любому школьнику. Ну, например, фрахтуются самолёты для коммерческого привоза американских и других туристов к Южному полюсу. Пингвины, шампанское, шашлыки, фотокиносъёмка, экстрим – всё это должно приносить прибыль, давать нашим учёным новые, внебюджетные источники доходов для освоения всё ещё таинственного континента. Но не даёт! Словно чёрная дыра избирательно усасывает в Антарктиде русские денежки без всякого возврата!

Фильм, конечно, не только об этом. И даже совсем не об этом. Он, как колокол деревянной церкви Святой Троицы, собранной полярниками из привезённого алтайского кругляка, гудит и призывает не бросать славных открытий наших предков. Особенно сейчас, когда на планете истощаются ресурсы, меняется (не в лучшую сторону) климат, когда человечество в своих взаимоотношениях с природой подошло к критической черте. Антарктида – уникальный шанс ответить на многие вопросы. Но увидят ли, услышат ли фильм из российского властного далёка?

Дмитрий КАРАЛИС, ЯЛТА–САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Каралис

Дмитрий Каралис родился 26 ноября 1949 года в Л... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS