Уж не знаю, как именно там считали социологи, но они говорят: американцы сохраняют дружеские отношения, даже если расходятся во взглядах на 80 процентов. У нас – рвут отношения, если взгляды различаются хотя бы процентов на 20.
При этом излишней политкорректностью по отношению к внешнему миру Америка, как известно, не страдает: навязывание американского образа жизни как приемлемого для всех, везде и всегда ничем не лучше навязывания ислама бен Ладеном.
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) стала модным словом. Но на деле, конечно, всё сложнее. Разделение людей по признаку «свои, хорошие/чужие, плохие» настолько укоренено в коллективном бессознательном, что увидеть в «чужом» просто Другого – с иными ценностями и картиной мира – увидеть и уважать эту инаковость бывает невероятно тяжело. А казалось бы, в чём проблема? Ну по-другому человек одет и причёсан – так нет же, в наших глазах он будет стилягой или крутым, уродом, бросающим вызов всему мирозданию. Отторгаемым объектом становятся те, которые носят ирокезы, серёжку в ухе, не тот оттенок волос, слишком – с нашей точки зрения – хорошо одетые и слишком – опять же на наш вкус – одетые плохо, негламурно. Иначе, чем мы, строит свой распорядок дня, планирует будущее, выбирает другой стиль работы – ну это точно безответственный лентяй.
Но самые распространённые сегодня у нас фобии – этническая и религиозная. В этнофобии выделяются: кавказофобия, антисемитизм и синофобия (враждебность к китайцам). А также и русофобия. Скажешь в малознакомой компании «я – русская», обязательно кто-то задаст вопрос: «вы антисемитка?». Выскажешься против антисемитизма – получишь диагноз русофобии. О важных вещах уж стараешься в таких случаях молчать, но если придётся к слову и заявишь, что православная, тебе быстро объяснят, что ты мракобес и недоумок. Справедливости ради нельзя не сказать, что бывает и наоборот: идентифицирующий себя как атеист нынче быстро может лишиться кредита доверия. В глазах верующих, и особенно неофитов, атеист часто – синоним безнравственного, аморального человека. Так происходит в том числе и потому, что идентификация «я – русский» сегодня часто держится на идее «русский – значит православный».
Согласно Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность – это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это определение подразумевает благожелательное отношение к людям иных национальностей, рас, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, состояния здоровья/инвалидности, языка, религии, политических или прочих мнений, социального происхождения и т.д.
В словарях слово «толерантность» переводится русским «терпимость», но это неточно. Терпимость – это когда что-то терпят, «сжав зубы», еле-еле сдерживаясь. Толерантность предполагает признание права людей быть разными и уважение этого права. Мы не обязаны – хотя и можем – полюбить Другого, от нас отличающегося. Но можем обрести такую степень милосердия, которая не позволит нам желать зла и совершать зло по отношению к Другому.
Рассказывают такую историю – из воспоминаний гувернантки Фанни о Петре Чайковском. «Когда Петечке было четыре года, – говорила она, – я застала его вот за каким занятием. Он сидел, обхватив руками глобус, и плевал на него. Когда я спросила, что он делает, он сказал: «Я плюю на все зарубежные страны». Тогда я, подумав, сказала: «Петечка! Это нехорошо! Вот я, например, француженка, а не русская. А ты и на мою родину плюёшь...» На что он мне ответил: «Нянечка! Я Францию ладошкой прикрыл».
Во избежание недоразумений, которых, конечно же, в нашей среде всё равно не избежать, скажу специально.
Толерантность – это не безразличие. Это когда не всё равно, «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе». Это живой интерес к Другому.
Толерантность – не пораженчество. Это необходимое условие диалога равноправных. Только в диалоге с другой личностью человек обретает себя. Только в диалоге с другой культурой – культура себя рефлектирует, осознаёт, осмысляет.
Толерантность – не пассивность, не бессилие. Это активная позиция сильного человека. Это солидарность Различных, Инаковых на том простом основании, что все мы – люди. Это в конце концов взрослость, зрелость, совершеннолетие. Именно взрослый знает точно: направо пойдёшь – будет то, налево – это, прямо – иначе. Именно взрослый делает сознательный выбор и за него отвечает.
Но и среди взрослых по летам есть типы, невзрослые по зрелости, а потому не способные к толерантности. Это тип наивного человека и тип циника. Оба судят о других по себе и единственно допустимой нормой считают себя. Наивный убеждён, что если он любит арбуз, то и все его любят, и никто не может любить свиной хрящик; такая наивность умиляет в детях и отвратительна во взрослых, вечно инфантильных людях. Циник же уверен, что и другие нормальные люди – моральные релятивисты, у которых не бывает ничего святого; кто не таков, тот просто дурак или обманщик.
Толерантность – это не произвол и беззаконие. Это свобода каждого, которая кончается там, где начинается свобода Другого. Это жизнь в правовом пространстве.
Толерантность – это не всеприемство. Есть вещи, которые нельзя терпеть. Зона толерантности имеет границу. Иногда она кажется размытой, но вот что безусловно: нетерпимы посягательства на жизнь и здоровье людей.
Виртуальные формы коммуникации дают бесценный материал для анализа состояния массового сознания. Я часто выхожу на форум «ЛГ». Как видна тут нетерпимость ко всему Другому! Участники дискуссий на форуме часто относятся к оппонентам априори враждебно. То есть ещё нет оснований для идентификации собеседника как врага, а образ врага уже диктует: фас! И «вчитывают» ему что попало, наделяют качествами чужого, которого надобно затравить и уничтожить. И вместо аргументов используют ссылки на пол (бабы, конечно, дуры; это коммуникативная разновидность дискриминации по признаку пола, называемая сексизмом), возраст (такая пожилая, а туда же, высказывается, просто старуха в маразме; это то, что называется эйджизмом), национальность, внешность, произвольные домыслы и т.д.
Как и в реальности, дискутанты на форуме разбиваются на группы, партии, интегрируются и атомизируются, кокетничают, интригуют, ругаются, исповедуются, отыгрывают собственные болезненные комплексы. Страсти просто кипят. Форум – обоюдоострое оружие, особая форма коммуникации, с эффектом эха: здесь люди, пользуясь анонимностью, могут распоясываться, порождая в себе и окружающих самые дурные наклонности, но могут, могут же в конце концов находить и общий, разумный, добрый язык!
Особенно трудно приходится тогда, когда речь заходит о пограничных проблемах, самых острых и наиболее актуальных – я бы сказала, экзистенциально важных. К примеру, гендерная проблематика – вот из таких. Как-то я опубликовала в «Литературной газете» несколько публицистических материалов такого рода. Темы равенства мужчины и женщины, их социокультурного, политического, экономического статуса давно обсуждаются и так или иначе решаются во всём цивилизованном мире, темы телесности как системы человеческих смыслов... Нет, я знала, что общество наше до сих пор патриархатное, сексистское, репрессивное по отношению к таким темам. Но не представляла себе глубины родимой дикости: мы правильные, кричало мне на форуме массовое сознание, а бабы недоразвитые по природе своей! А кто говорит слово «секс», тот самый развратник и есть. Это при том, что речь в статьях «Оденут ли статую Аполлона Бельведерского?» и «Такова интимная жизнь», напомню, шла о необходимости дать наконец правовое определение порнографии и о недопустимости сексуального насилия. Заявленные в статьях теоретически, тезисы разыгрываются на форуме практически: мы такие терпимые и такие добрые, что, если кто в это не верит, того убьём...
Наше время – жёсткое время. И именно поэтому, если не взращивать в себе толерантность – или хотя бы просто терпимость! – нам остаётся только взаимная вражда. Градус агрессивности в наших взаимоотношениях давно зашкалил все мыслимые пределы. И первым шагом тут должно быть простое осознание, констатация того факта, что мы нетерпимы и нетолерантны. Только диагностировав болезнь, можно задаться целью её излечить.
, кандидат философских наук