Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 марта 2024 г.
  4. № 10 (6925) (13.03.2024)
Литература Проза Литературный резерв

Диссонанс

Рассказ

18 марта 2024

Екатерина Харитонова

Родилась в 2003 г. Литературовед, киновед, прозаик, переводчик. В 15 лет выпустила первый сборник стихотворений, прозы и переводов «Бессонница». Учится на 4-м курсе филологического факультета МГУ. В 2021–2023 гг. стала лауреатом более 20 литературных конкурсов, приняла участие в 7 семинарах молодых писателей и критиков. В конце 2022 г. выпустила (на стипендию Минкульта) второй авторский сборник прозы – «Ужин у князя Монако». С повестью «Амикус» вышла в финал международной молодёжной премии «Восхождение» (2023). Рассказ «Замок полковника Квитко» («Звезда», № 12/2023) вошёл в десятку самых востребованных новинок в категории «Проза» портала «Журнальный зал». Живёт в Москве.

 * * *

Асфальт таращился на солнце мутными глазами-лужами. От яркого света они щурились, слепли и подсыхали. Новорождённая трава, чудом сумевшая пробиться сквозь ледяную коросту, куталась в еле заметный пар. Носы и руки прохожих всё ещё шелушились, но не так истово, как зимой: изнутри согревало смутное предчувствие приближающегося тепла. От земли при каждом прикосновении исходил мягкий гул; асфальт подпевал пешеходам и пружинил, облегчая шаги.

На тропинке, ведущей к Мещерскому лесу и кладбищу, показались две высокие фигуры. Они шли так близко друг к другу, что соприкасались руками, и временами из-за деревьев могло показаться, что это некий сросшийся организм. Силуэты двигались слаженно, почти в такт: одновременно поворачивали головы, ступали одинаково грациозно и плавно. Помаячив в парковых зарослях, фигуры устремились к витой беседке. Внутри стоял чугунный стол, покрытый инеем, и не менее промёрзшая лавочка. Стен у беседки не было, поэтому ивовые ветки иглами торчали прямо над скамейкой.

Мужчина, укутанный в чёрный шарф, перешагнул через лужу перед входом и внезапно придумал четверостишие. Тут же рассмеялся, пытаясь выбросить из головы сбивчивый хорей. Сейчас не до этого. Шедшая рядом девушка вопросительно приподняла бровь, а он в ответ ласково подмигнул то ли ей, то ли растравившей воображение лужице. Поэт был невероятно худощав и походил на подвижную двухметровую цаплю. Лицо – тоже птичье: диковатые глаза, горбатый нос Македонского и острые скулы. Бодрый, энергичный и слегка нервный, с кровью, состоящей не из эритроцитов, а из кофеина и фантазии, он всегда улыбался и шутил. Между указательным и средним пальцами мужчина держал давно потухшую сигарету, о которой совершенно забыл в пылу разговора.

Его собеседница – статная девушка в кожаном плаще до пола – со спокойным и вежливым интересом вслушивалась в сумбурные рассуждения и время от времени поправляла возлюбленному то размотавшийся шарф, то непослушную прядь волос. Остроскулая, хитроглазая, с кроваво-красной помадой и тонкой папиросой в мундштуке – правда, не погасшей, а изящно тлеющей. Черты лица влюблённых были на первый взгляд похожи, а красота в равной степени притягательна. Но прелесть девушки значительно отличалась от его харизмы – она была продуманной, гармоничной. Коготки – того же оттенка, что и губы, берет подобран под цвет глаз, а высота каблуков рассчитана по коэффициенту идеального соотношения роста и длины ног.

Спутник игриво увлёк её к скамейке. Пока девушка докуривала и протирала салфеткой место, куда собиралась присесть, поэт со счастливо-безумным выражением любовался ею: человеческих эмоций не хватало, чтобы вынести дьявольский магнетизм. Собравшись с мыслями и прогнав из головы назойливые рифмы, мужчина c надеждой заглянул в демонические глаза, пытаясь найти ответ на мучивший вопрос. Достал из кармана коробочку, снял с её руки перчатку и надел на палец обручальное кольцо.

Девушка залюбовалась камнями и улыбнулась. Быстро поцеловала его в губы, стараясь не смазать помаду. «Ого! Полтора карата, наверное... Неужели на гонорар?»

– Так, значит, да?!

Мужчина порывисто прижал к себе невесту. Та целомудренно отстранилась, а поэт, рассмеявшись её смущению и собственной смелости, подхватил любимую на руки и закружил, декламируя куда-то в небо:

Над домами, домами, домами

голубые висят облака –

вот они и останутся с нами

на века, на века, на века.


Опустив девушку на землю, он взял её под руку и повёл вдоль ив, продолжая монолог. Демонические глаза не отрывались от бриллианта-ашера, в гранях которого радужно преломлялось солнце. Коготки разглаживали складку чуть помятого плаща. В голове промелькнуло: «А если расстанемся?»

Только пар, только белое в синем

над громадами каменных плит...

Никогда никуда мы не сгинем,

Мы прочней и нежней, чем гранит.


Пропуская мимо ушей его щебетание, она разглядывала вспыхнувшие на морозе пальцы. Вдруг выражение лица изменилось, стало тревожным и сосредоточенным. Девушка сбилась с ритмичного прогулочного шага и чуть отстала, роясь в карманах: «Господи, где же она?»

– Ты посмотри, какие фиалки!

Юноша сгрёб в охапку все букетики у ошалевшей продавщицы, которая даже не успела разложиться на рабочем месте, и бросил к ногам невесты.

Пусть разрушатся жизни скорлýпы,

геометрия жизни земной, –


Она озиралась по сторонам и щурилась. «Целый месяц цвет подбирала! Где же…»

оглянись, поцелуй меня в губы,

дай мне руку, останься со мной.


Мужчина рассеянно сунул торговке купюру, забыв о сдаче. Схватил лицо возлюбленной обеими руками и расцеловал, выдохнув в воздух вместе с паром:

– Это – Боря Рыжий! Тебе нравится?

Она промолчала, обшаривая взглядом промёрзшие кочки.

А когда мы друг друга покинем,

ты на крыльях своих унеси

только пар, только белое в синем,

голубое и белое в си…


Девушка поджала губы. «Идиот!»

– Эй, дамочка! Послушай! Послушай, что скажу.

Повеяло пряностями и конским потом. Запыхавшаяся пёстрая цыганка со звоном протянула перчатку:

– Красивые, в беседке забыли… Это вы?

Пурпурная замша, сшитая на заказ. Беспокойная морщинка на лбу разгладилась, и невеста кивнула. До того безразличные глаза блеснули счастливым чёрным огоньком. Цыганка предусмотрительно спрятала перчатку за спину:

– Вначале ручку позолоти!

Мужчина ухмыльнулся и безропотно расплатился. Довольная щедрой наградой, старуха вернула находку, мотнула седой копной и зашелестела многослойной юбкой в танце. Девушка, обрадованная и раскрасневшаяся, благодарно прижалась к жениху.

– Ай, мои бриллиантовые! У вас счастье на лбу написано. Денег не возьму. Давайте так погадаю: что было, что будет, как дело кончится, чем сердце успокоится.

Цыганка внимательно рассмотрела линии жизни на ладонях влюблённых. Замерла, старчески подрагивая головой. Грустно заглянула в демонические глаза. И, не сказав ни слова, ушла.

* * *

На тропинке, ведущей с кладбища к железнодорожной платформе, показались две высокие фигуры. Они шли так близко друг к другу, что соприкасались руками, и временами из-за деревьев могло показаться, что это некий сросшийся организм. Силуэты двигались слаженно, почти в такт: одновременно поворачивали головы, ступали одинаково грациозно и плавно. Но был в этом движении неясный диссонанс – случайная фальшивая нота в симфонии.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гора желаний*

    23.05.2025
  • Полон солнца Ваш земной последний день

    23.05.2025
  • Единственный рассвет

    23.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS