«Дитя и волшебство» – так называется опера Мориса Равеля, премьеру которой в России осуществил детский оперный театр города Дубны. До этой поры НИКТО и НИКОГДА «Дитя и волшебство» в России не ставил. Это авангардное, в меру сюрреалистическое музыкальное произведение ну просто удивительно отвечает дню сегодняшнему, хотя написано было в 1925 году. Будто бы ждало, когда родится детский оперный театр.
Детский оперный театр появился на свет в 1999 году с лёгкой руки двух волшебниц, иначе их не назовёшь, – Ольги Николаевны Ионовой и её дочери Алёны Львовны Ионовой. Впрочем, кому первому пришла в голову идея создания такого театра, они не могут выяснить до сих пор. Тогда их поддержала оперная примадонна Любовь Казарновская, и первое время театр даже носил её имя.
Разве не волшебство детское оперное пение? И разве может не захватывать дух, когда арию Татьяны из шедевра Чайковского «Евгений Онегин» исполняет юное создание, молодостью и свежестью соответствующее пушкинской героине? Только не подумайте, что слово «детский», зафиксированное в названии, предусматривает какие-то поблажки и снисходительное отношение к постановкам. Всё очень серьёзно и на высоком профессиональном уровне.
Мать
Именно Ольгу Николаевну Ионову следует считать родоначальником поющей Дубны. Чуть ли не каждый третий житель города пел в хоровой школе «Дубна» Ольги Ионовой. На 50-летнем юбилее творческой деятельности, отпразднованном в прошлом году, яблоку негде было упасть – так много учеников, в том числе уже убелённых сединами, пришли поздравить любимую наставницу. Город хорошо помнит грандиозные фестивали хорового пения, собиравшие тысячи поющих ребят из разных уголков СССР на дубнинском стадионе (на других площадках они просто не разместились бы). Дирижировали сводным хором такие мэтры, как Кабалевский, Струве. Георгий Струве вообще был частым гостем Дубны и другом Ольги Ионовой. Именно он в своё время посоветовал ей создать из школьного хора хоровую студию, когда понял, что организаторский и творческий потенциал музыканта неиссякаем. Со студии всё началось, и именно оттуда вышли все руководители многочисленных хоровых коллективов Дубны, которые гремят теперь не только на всю Россию, но и за рубежом. Об уникальном хоре мальчиков и юношей Ольги Мироновой, пожалуй, слышал каждый почитатель хорового пения. Словом, поющая Дубна формировалась далеко не в последнюю очередь благодаря кипучей деятельности Ольги Ионовой, а её хоровая студия стала своеобразной творческой лабораторией по воспитанию хоровиков и музыкантов. Как человеку творческому ей претило однообразие, потому в начале 1990-х на свет, наряду с хоровой школой «Дубна», появился гуманитарно-эстетический лицей «Гармония». Он стал своеобразной альтернативой общему образованию, здесь наряду со школьной «грамотой» предусматривается «грамота» музыкальная.
Дочь
Всё это время рядом с Ольгой Ионовой трудилась Алёна Ионова, которая оказалась ещё более не терпящей однообразия. Вопрос о выборе профессии не стоял, с пелёнок было ясно, что Алёна пойдет по стопам матери. Хотя сегодня она со смехом признаётся, что «росла нормальным ребёнком и ненавидела заниматься музыкой». Впрочем, росла она в хоровой студии матери (ведь та пропадала там чуть ли не круглосуточно) и с младенчества впитала все нюансы обучения хоровому пению. Когда после получения высшего музыкального образования Алёна вернулась в Дубну, она с энтузиазмом, свойственным молодости, взялась за хор «Кредо».
Добившись безукоризненного звучания и слаженности большого хора, Алёна переключилась на создание более гибкого и мобильного небольшого хорового коллектива, который по праву получил название «Виртуозы» и не единожды становился лауреатом различных конкурсов, в том числе зарубежных. Вскоре стало ясно, что хор Алёны сплошь состоит из солистов. Это довольно редкое явление, требующее колоссального мастерства и подготовки. Сама Алёна говорит, что её словно кто-то ведёт по жизни и подталкивает к выбору цели. Сначала в хоровой школе «Дубна» возник класс вокала. Принимали в него всех желающих, так как и мать, и дочь единодушны во мнении, что бесталанных детей не бывает. Просто нужны хорошая методика и титанический труд преподавателя. В результате учащиеся вокального класса стали нуждаться в сольных номерах, чтобы шлифовать исполнительское мастерство и развивать свой дар. Арии из опер, впервые прозвучавшие на городских концертах в исполнении юных вокалистов, не оставляли равнодушными ни одного слушателя. В конце концов, пришло время рождения оперного театра.
Синяя птица белых ворон
Только не подумайте, что с созданием театра было всё просто. Именно тогда мать и дочь с лёгкой руки местного журналиста получили почётное звание белых ворон, погнавшихся за синей птицей. Далеко не все тогда их поддерживали. Во-первых, специалисты расходились во мнении, нужен ли подобный театр вообще и не навредят ли детскому голосу (и организму) оперные партии. Потребовались консультации с профессионалами медицины, музыки, оперного искусства. Когда вопрос здоровья выяснили, на пути встал другой – о помещении и прочих «мелочах», которые без поддержки местной власти не решишь. Долго ли, коротко ли, но власть необычное начинание поддержала. На исходе ХХ века театр получил право на жизнь. Обеспечивать эту жизнь предстояло Ионовым. Ощущение себя белыми воронами по-прежнему не покидало первопроходцев. Дети и опера – словосочетание редкостное, даже спросить было не у кого, с чего следует начинать. Наломали бы дров ещё больше, смеётся Алёна, если бы судьба не вывела к доктору искусствоведения профессору Московской государственной консерватории Владимиру Жданову. Он и веру вселил, и делом помог. Также Алёна благодарна автору уникальной вокальной методики Виктору Емельянову. Неоценимую помощь оказали регулярно проводимые мастер-классы композитора Георгия Струве и ведущего педагога училища при Московской консерватории Ирины Усовой. Алёна признаётся, что, столкнувшись с организацией детского оперного театра, открыла для себя совершенно новый мир, ведь ТЕАТР требует не только умения преподавать вокал, но и постижения тайн хореографии, актёрского мастерства, декораций, костюмов. Знакомство с ведущими музыкальными театрами, встречи с театральными деятелями, режиссёрами, актёрами и музыкантами создали благоприятную творческую среду, в которой зарождались первые оперные постановки.
Сначала это были фрагменты опер, затем полные оперы. Любовь Казарновская, говоря о Дубнинском оперном театре, признавалась: «Радость переполняет сердце, когда видишь детей, не слоняющихся в подворотне, не рассуждающих о попсе, а с таким светом в глазах, с таким увлечением исполняющих великие партии. Детский оперный театр – идея потрясающая, она уникальна. Нигде нет такого театра, чтобы дети и подростки пели столь серьёзные произведения. Голоса настоящие, совсем не детские, прекрасно поставленные». В репертуаре театра – «Евгений Онегин» и «Иоланта» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Гензель и Греттель» Е. Хумпердинка, «Дидона и Эней» Г. Пёрселла. Этот неполный список даёт ясное представление о серьёзности театра. В 2002 году спектакль «Орфей и Эвридика» был назван лучшим на Всероссийском фестивале-конкурсе детских музыкальных театров и удостоился высшей награды «Синей птицы». Так что синюю птицу белые вороны всё-таки догнали…
В паре с Гнесинкой
Сегодня детский оперный театр поднялся на следующую ступень развития – стал сотрудничать с театром-студией Российской академии музыки. Предложение к союзу последовало от РАМ. На вопрос «Зачем мы вам?» ответили, что дети вносят непосредственность и свежесть в постановки. «Свадьба Фигаро» Моцарта поставлена уже совместно с руководителем театра-студии, профессором, заслуженным деятелем искусств Юрием Сперанским. Такая же совместная и постановка оперы «Дон Паскуале» Доницетти. В планах – «Пиковая дама» Чайковского и «Богема» Пуччини. Главные партии будут исполнять Аня Синицына и Маша Пулова – звёздочки детского оперного. Артистический дар и вокальное мастерство признаны «академиками». Надо сказать, что Аня Синицына теперь студентка двух вузов. В инязе получает гуманитарное образование, в Российской музыкальной академии – музыкальное. Если учесть, что сначала был иняз, то можно говорить, что опера всё-таки победила. Ольга и Алёна Ионовы очень гордятся, что шестеро воспитанников учатся в Гнесинской академии, один – в Гнесинском училище, несколько выпускников работают в ведущих столичных театрах, а Анастасия Попова, кроме того, снимается в сериале «Кто в доме хозяин». Особую гордость они испытывают и в отношении Маши Пуловой – дочери Алёны Львовны и внучки Ольги Николаевны. Дело, конечно, не только в родной крови, а в том потенциале, что скрыт в молодой девушке. Ольга Николаевна не скрывает, что можно говорить о музыкальной династии Ионовых, ведь Маша оставила музыкальный театр имени Станиславского ради детского оперного…
На пороге нового
Что ни говори, но заслуга Ионовых не только в том, что на протяжении длительного времени они вовлекают юных дубнинцев в мир музыки и искусства. По сути, они воспитывают элиту. Правда, с каждым годом число родителей, желающих отдать ребёнка в хор, сокращается. Мол, ни к чему сегодня ни музыка, ни пение. Если раньше местные газеты пестрели объявлениями: «Куплю инструмент», то сегодня в ходу иной слоган: «Отдам инструмент бесплатно. Самовывоз». Всё это не может не печалить людей думающих и понимающих, что снижение духовной планки ни к чему хорошему не приведёт.
А династия Ионовых стоит на пороге нового. На мой вопрос, есть ли что-нибудь достойнее оперного жанра, Алёна говорит, что пока не знает, но чувствует томление, а это явный признак приближения перемен…
, Дубна