Игрушка в детской литературе. – СПб.: Алетейя, 2008. – 160 с., с ил., 23 л. ил.
В книге прослеживается история игрушки в русской детской литературе на протяжении трёх столетий. Широко использованы произведения русских классиков, мемуары, произведения малоизвестных писателей XIX века. Особый акцент делается на детской литературе XX века от первых его десятилетий до наших дней. Образы игрушек связываются с развитием отечественной духовной культуры, историей воспитания и своеобразием русского быта. Книга богато иллюстрирована и даёт хорошее представление об истории детской книжной иллюстрации.
Читатель узнает, почему в литературе, основанной на традициях эпохи Просвещения, игрушки представлялись отрицательно: писатели были убеждены, что дети должны трудиться, учиться и размышлять, а не играть, веселиться и радоваться. Впоследствии, когда возобладала традиция романтической литературы, игрушки заняли заметное место на страницах книг, приобретя новые черты: не только забава для детей, но и символ хрупкости человеческой души и жизни. Или, если автор желал подчеркнуть разницу между игрой и реальной жизнью, фарфоровая кукла становилась воплощением светского легкомыслия и бездушия. В эпоху Серебряного века любимой игрушкой литераторов стал печальный паяц, а позже первоочерёдное право возбуждать в читателях сострадание перешло к плюшевым мишкам и зайчикам. Не обойдены вниманием автора кораблики в весеннем ручье, воздушные шары, мячи, военные игры и… отказ от механических игрушек ради живых существ: «Уберите всё долой, / Дайте мне котёнка!»