Как-то, прогуливаясь по городу, наткнулась на любопытную метаморфозу. На асфальте около светофоров появились рельефные полосы. Загорелся зелёный сигнал, и тут же раздалось размеренное «пиканье». Вспомнив про Год равных возможностей, я разрешила для себя этот ребус: полосы – для слепых, звук – для глухих. В конце октября на московско-берлинском семинаре «Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан» узнала подробности и других изменений в городской среде.
В работе форума приняли участие около 150 специалистов отраслевых и территориальных органов города Москвы, представители общественных организаций инвалидов, а также архитекторы и специалисты сенатского управления Берлина. Заседание началось со вступительных слов члена совета по делам инвалидов при мэре Москвы Александра Лысенко, который выразил пожелание продолжать сотрудничество и обмен опытом между Берлином и Москвой в вопросах приспособления городской среды к нуждам инвалидов. По его словам, две страны в благотворном сотрудничестве напоминают «улицы с двусторонним движением», на которых всегда горит зелёный свет.
Ингеборг Штуде, специалист по вопросам городского строительства, рассказала о берлинской программе «Дизайн для всех». Такой многофункциональный дизайн создаёт комфортную среду не только для инвалидов, но и для остальных граждан. Речь идёт об активном внедрении пандусов, которые также удобны и для мам с колясками, и для велосипедистов, безбарьерных входах в здания и транспорт, тактильных табличках и цветовых контрастах, а также об оборудовании домов домофонами с рельефным покрытием для людей, имеющих проблемы со зрением. Но как же быть с пандусами, которые в московские зимы превращаются в опасный объект? – этот вопрос задал начальник архитектурно-технического отдела МНИИТЭП Геннадий Воробьёв. Единственный выход на сегодня, пришли к общему мнению собравшиеся, использовать пандусы из металлического рельефного материала или стелить маты со структурной поверхностью.
Руководитель Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Cергей Ваньшин – сам инвалид по зрению – отметил, что в нынешнем году транспорт стал намного удобнее: появились автобусы с низкой посадкой. Но вопрос о системах лифтов пока остаётся. Сергей Николаевич закончил своё выступление мыслью-пожеланием: «Важно, чтобы не только московская, но и вся российская инфраструктура подтягивалась в соответствии c нормами Конвенции о правах инвалидов».
Я знаю одну счастливую маму. Её ребёнка-инвалида приняли в обычную школу, но проблема преодоления школьных лестниц их мучает до сих пор. Как обеспечить доступ инвалидов в образовательные учреждения и возможно ли их обучение cо здоровыми детьми? Начальник отдела Москомархитектуры Cветлана Яхкинд сообщила, что Комитет по социальной защите населения совместно с Департаментом образования ведёт работу над проектами школ и детских садов для интегрированного обучения. Такой проект будет запущен в ближайшие два года. Сейчас социальные учреждения оснащаются пандусами, устанавливаются световые показатели, контрастные наличники, удобные поручни для колясочников.
Что касается музеев, специальные, для людей с ограниченными возможностями, строить не планируется. Достаточно приспособить к их нуждам уже существующие. Тем более что большинство новшеств для удобства инвалидов очень деликатно вписывается в городское пространство и оказывается удобным, а порой и необходимым и для остальных граждан.