СОЮЗНЫЕ ПРОГРАММЫ
АЛЕКСАНДРЫЧЕВ Николай Алексеевич, генеральный директор ОАО «Автодизель»
– Вы довольны темпами развития вашего предприятия?
– Да, конечно. На данный момент, благодаря поддержке Союзного государства, Ярославский моторный завод выпускает 20 тысяч двигателей в год, все выпускаемые двигатели соответствуют стандарту Евро-2. Со второго полугодия планируем поставить на производство двигатели стандарта Евро-3.
– Чего вы ждёте в дальнейшем от российско-белорусского сотрудничества?
– МАЗ выпускает очень качественную технику, и она нуждается в хороших двигателях и компонентах. Надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться и совместными усилиями мы сможем начать выпуск машин, соответствующих стандарту Евро-4. А самое главное, я жду реального улучшения уровня жизни автомобилестроителей. Наше сотрудничество даёт возможность жить и развиваться нашим народам, повышать уровень жизни наших людей.
Ожидалось, что «газовая» напряжённость, возникшая в конце 2006 года, может повлиять на ход строительства Союзного государства и замедлить реализацию его программ. К счастью, этого не произошло. Союзное государство продолжает развиваться: подписываются соглашения, идут взаимные поставки. Государственная машина набрала, наконец, ход, и роль локомотива приняли на себя межрегиональные связи и союзные программы как наиболее действенные факторы союзного строительства. Взаимное движение Беларуси и России навстречу друг другу достигло той стадии своего развития, когда процессы могут происходить уже не «благодаря», а «вопреки». Проводя заседание, посвящённое вопросу освещения процессов союзного строительства, Государственный секретарь Союзного государства П.П. Бородин отметил информационную изоляцию, в которой оно оказалось. А ведь только в 2006 году из союзного бюджета было профинансировано более 40 совместных программ и мероприятий на сумму более двух миллиардов рублей, а союзный бюджет в 44 раза больше бюджета СНГ.
Одна из основных задач государства – умение создать рабочие места для своих граждан. И Союзное государство с этой задачей успешно справляется: только в союзных программах занято 300 тысяч, а в межгосударственном строительстве – около 5 миллионов россиян и белорусов…
На страницах «Лада» мы уже рассказывали о ходе выполнения союзных программ. Сегодня речь пойдёт о программе «Дизельное машиностроение», которая с 1998 года реализуется в Ярославской области.
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения – не секрет, что одно место в автомобильной промышленности «кормит» десять в других отраслях, и от уровня её развития зависят все без исключения сферы экономики. Кроме того, Россия и Беларусь активно участвуют в международных грузовых и пассажирских автоперевозках. А для конкурентоспособности на внешнем рынке необходим автотранспорт нового поколения, отвечающий современным европейским требованиям по экологии, безопасности, надёжности и комфорту. Для решения этой задачи и была принята первая программа «Дизельное машиностроение», которая на данный момент уже завершена. Её основным итогом стал выпуск двигателей и автомобилей, соответствующих нормам экологической безопасности Евро-2. Было организовано производство конкурентоспособной на мировом рынке дизельной техники, цены на которую значительно ниже цены зарубежных аналогов. На всём постсоветском пространстве такую технику выпускает только альянс российских и белорусских производителей. Поэтому первые результаты сразу привлекли внимание западных производителей двигателей, увидевших в этом альянсе сильного конкурента.
И это не единственный плюс программы. Нельзя сбрасывать со счетов её социальную значимость. В тяжёлые постперестроечные годы многие крупные предприятия оказались на грани выживания. В их числе были и автомобилестроительные заводы. В то сложное время мало кто верил, что что-то может измениться к лучшему. Но объединённые усилия России и Беларуси помогли моторостроителям подняться «с колен» и обрести уверенность в завтрашнем дне. Прекратились задержки по выплате зарплаты, стихийные митинги и забастовки, предприятия стали вносить 100-процентные налоговые выплаты. Реализация этой программы оживила не только автомобильную, но и станкоинструментальную, приборостроительную и другие смежные отрасли России и Беларуси. Удалось провести техническое перевооружение предприятий. Это доказало, что интеграция экономик двух государств может строиться на рыночных отношениях, не ущемляя интересов ни России, ни Беларуси.
Параллельно с работой над Евро-2 проводилась подготовительная работа по переходу завода на производство двигателей Евро-3 и Евро-4, которое запланировано новой программой на период до 2008 года. Планируемый объём финансирования этой программы – 35 млрд. рублей. Из бюджета Союзного государства на безвозмездной основе будет выделено около 1 миллиарда рублей, которые пойдут на проведение научно-исследовательских работ и сертификацию. Начать выпуск двигателей класса Евро-3 планируется с января 2008 года. Основное отличие этих двигателей от двигателей класса Евро-2 – наличие электроники. На Ярославском заводе существуют два варианта этого вида двигателей – с топливной аппаратурой, произведённой фирмой «Bosch», и с отечественной. Интересно, что для изготовления датчика для своей топливной аппаратуры фирма «Bosch» привлекала НАСА. Трёхлетняя работа Американского космического агентства не прошла даром: были получены очень экономичные показатели расхода топлива. У нашей топливной аппаратуры расход топлива больше, зато она гораздо дешевле. Выбор, как всегда, за потребителем. Опытные партии этих двигателей уже эксплуатируются на минских автомашинах. На данный момент идёт интенсивная подготовка к серийному выпуску.
Успехи всегда стимулируют продолжение работы. У российских и белорусских машиностроителей возникают новые идеи, которые могли бы стать основой очередных союзных программ. Газовый дизель-генератор – перспективная новинка Ярославского завода. На базе его опытного образца уже идёт разработка мини-ТЭЦ – тепло и выхлопные газы, обычно уходящие в воздух, пускают во второй контур, подводят воду, которую с помощью насоса можно закачивать в отопительную систему бытовых помещений. Одна такая установка может обеспечить теплом 80-квартирный дом. Союзной программой могло бы стать производство литрового двигателя мощностью от 100 до 300 лошадиных сил. На таких двигателях, выпущенных ещё в 1950-х годах и сейчас устаревших, работает МАЗ. Разработку новых двигателей этого класса на Ярославском заводе начали в 1990-е годы. За прошедшее время они прошли обкатку на трассе Париж – Дакар. Сразу на зачётную машину новый двигатель ставить побоялись, поставили на «техничку». Зачётная машина до финиша не добралась, а «техничка» прошла. Сегодня на их счету десять участий в ралли Париж – Дакар и семь призовых мест, из которых три – первые, что говорит о возможностях российских производителей.
Сотрудничество белорусских и ярославских машиностроителей дало толчок для развития и других направлений. Развивается сотрудничество Беларуси и Ярославской области в сфере бизнеса и малого предпринимательства, растут показатели взаимной торговли, крепнут культурные связи. В Ярославле открыт музей белорусского поэта Максима Богдановича, ставший центром белорусской культуры, а в июле 2007 года в Беларуси пройдут Дни экономики и культуры Ярославской области.
Всё это даёт надежду, что не за горами тот день, когда прямые региональные хозяйственные и культурные связи и уже реально существующая интеграция наших экономик ускорят принятие соответствующих политических решений, и в первую очередь принятие Конституционного Акта Союзного государства.
В 1993 году в Европе были приняты стандарты на токсичность выбросов двигателей, получившие название Евро-1. За прошедшее с 1993 года время эти стандарты сильно ужесточились – стандарт Евро-4 почти на 100 % жёстче стандарта Евро-2.