Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Дизельный» локомотив

01 января 2007

СОЮЗНЫЕ ПРОГРАММЫ

АЛЕКСАНДРЫЧЕВ Николай Алексеевич, генеральный директор ОАО «Автодизель»
– Вы довольны темпами развития вашего предприятия?
– Да, конечно. На данный момент, благодаря поддержке Союзного государства, Ярославский моторный завод выпускает 20 тысяч двигателей в год, все выпускаемые двигатели соответствуют стандарту Евро-2. Со второго полугодия планируем поставить на производство двигатели стандарта Евро-3.
– Чего вы ждёте в дальнейшем от российско-белорусского сотрудничества?
– МАЗ выпускает очень качественную технику, и она нуждается в хороших двигателях и компонентах. Надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться и совместными усилиями мы сможем начать выпуск машин, соответствующих стандарту Евро-4. А самое главное, я жду реального улучшения уровня жизни автомобилестроителей. Наше сотрудничество даёт возможность жить и развиваться нашим народам, повышать уровень жизни наших людей.

Ожидалось, что «газовая» напряжённость, возникшая в конце 2006 года, может повлиять на ход строительства Союзного государства и замедлить реализацию его программ. К счастью, этого не произошло. Союзное государство продолжает развиваться: подписываются соглашения, идут взаимные поставки. Государственная машина набрала, наконец, ход, и роль локомотива приняли на себя межрегиональные связи и союзные программы как наиболее действенные факторы союзного строительства. Взаимное движение Беларуси и России навстречу друг другу достигло той стадии своего развития, когда процессы могут происходить уже не «благодаря», а «вопреки». Проводя заседание, посвящённое вопросу освещения процессов союзного строительства, Государственный секретарь Союзного государства П.П. Бородин отметил информационную изоляцию, в которой оно оказалось. А ведь только в 2006 году из союзного бюджета было профинансировано более 40 совместных программ и мероприятий на сумму более двух миллиардов рублей, а союзный бюджет в 44 раза больше бюджета СНГ.
Одна из основных задач государства – умение создать рабочие места для своих граждан. И Союзное государство с этой задачей успешно справляется: только в союзных программах занято 300 тысяч, а в межгосударственном строительстве – около 5 миллионов россиян и белорусов…
На страницах «Лада» мы уже рассказывали о ходе выполнения союзных программ. Сегодня речь пойдёт о программе «Дизельное машиностроение», которая с 1998 года реализуется в Ярославской области.
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения – не секрет, что одно место в автомобильной промышленности «кормит» десять в других отраслях, и от уровня её развития зависят все без исключения сферы экономики. Кроме того, Россия и Беларусь активно участвуют в международных грузовых и пассажирских автоперевозках. А для конкурентоспособности на внешнем рынке необходим автотранспорт нового поколения, отвечающий современным европейским требованиям по экологии, безопасности, надёжности и комфорту. Для решения этой задачи и была принята первая программа «Дизельное машиностроение», которая на данный момент уже завершена. Её основным итогом стал выпуск двигателей и автомобилей, соответствующих нормам экологической безопасности Евро-2. Было организовано производство конкурентоспособной на мировом рынке дизельной техники, цены на которую значительно ниже цены зарубежных аналогов. На всём постсоветском пространстве такую технику выпускает только альянс российских и белорусских производителей. Поэтому первые результаты сразу привлекли внимание западных производителей двигателей, увидевших в этом альянсе сильного конкурента.
И это не единственный плюс программы. Нельзя сбрасывать со счетов её социальную значимость. В тяжёлые постперестроечные годы многие крупные предприятия оказались на грани выживания. В их числе были и автомобилестроительные заводы. В то сложное время мало кто верил, что что-то может измениться к лучшему. Но объединённые усилия России и Беларуси помогли моторостроителям подняться «с колен» и обрести уверенность в завтрашнем дне. Прекратились задержки по выплате зарплаты, стихийные митинги и забастовки, предприятия стали вносить 100-процентные налоговые выплаты. Реализация этой программы оживила не только автомобильную, но и станкоинструментальную, приборостроительную и другие смежные отрасли России и Беларуси. Удалось провести техническое перевооружение предприятий. Это доказало, что интеграция экономик двух государств может строиться на рыночных отношениях, не ущемляя интересов ни России, ни Беларуси.
Параллельно с работой над Евро-2 проводилась подготовительная работа по переходу завода на производство двигателей Евро-3 и Евро-4, которое запланировано новой программой на период до 2008 года. Планируемый объём финансирования этой программы – 35 млрд. рублей. Из бюджета Союзного государства на безвозмездной основе будет выделено около 1 миллиарда рублей, которые пойдут на проведение научно-исследовательских работ и сертификацию. Начать выпуск двигателей класса Евро-3 планируется с января 2008 года. Основное отличие этих двигателей от двигателей класса Евро-2 – наличие электроники. На Ярославском заводе существуют два варианта этого вида двигателей – с топливной аппаратурой, произведённой фирмой «Bosch», и с отечественной. Интересно, что для изготовления датчика для своей топливной аппаратуры фирма «Bosch» привлекала НАСА. Трёхлетняя работа Американского космического агентства не прошла даром: были получены очень экономичные показатели расхода топлива. У нашей топливной аппаратуры расход топлива больше, зато она гораздо дешевле. Выбор, как всегда, за потребителем. Опытные партии этих двигателей уже эксплуатируются на минских автомашинах. На данный момент идёт интенсивная подготовка к серийному выпуску.
Успехи всегда стимулируют продолжение работы. У российских и белорусских машиностроителей возникают новые идеи, которые могли бы стать основой очередных союзных программ. Газовый дизель-генератор – перспективная новинка Ярославского завода. На базе его опытного образца уже идёт разработка мини-ТЭЦ – тепло и выхлопные газы, обычно уходящие в воздух, пускают во второй контур, подводят воду, которую с помощью насоса можно закачивать в отопительную систему бытовых помещений. Одна такая установка может обеспечить теплом 80-квартирный дом. Союзной программой могло бы стать производство литрового двигателя мощностью от 100 до 300 лошадиных сил. На таких двигателях, выпущенных ещё в 1950-х годах и сейчас устаревших, работает МАЗ. Разработку новых двигателей этого класса на Ярославском заводе начали в 1990-е годы. За прошедшее время они прошли обкатку на трассе Париж – Дакар. Сразу на зачётную машину новый двигатель ставить побоялись, поставили на «техничку». Зачётная машина до финиша не добралась, а «техничка» прошла. Сегодня на их счету десять участий в ралли Париж – Дакар и семь призовых мест, из которых три – первые, что говорит о возможностях российских производителей.
Сотрудничество белорусских и ярославских машиностроителей дало толчок для развития и других направлений. Развивается сотрудничество Беларуси и Ярославской области в сфере бизнеса и малого предпринимательства, растут показатели взаимной торговли, крепнут культурные связи. В Ярославле открыт музей белорусского поэта Максима Богдановича, ставший центром белорусской культуры, а в июле 2007 года в Беларуси пройдут Дни экономики и культуры Ярославской области.
Всё это даёт надежду, что не за горами тот день, когда прямые региональные хозяйственные и культурные связи и уже реально существующая интеграция наших экономик ускорят принятие соответствующих политических решений, и в первую очередь принятие Конституционного Акта Союзного государства. 

Олеся КОВАЛЬ

В 1993 году в Европе были приняты стандарты на токсичность выбросов двигателей, получившие название Евро-1. За прошедшее с 1993 года время эти стандарты сильно ужесточились – стандарт Евро-4 почти на 100 % жёстче стандарта Евро-2.

Обсудить в группе Telegram

Олесь Коваль

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS