Не для взрослых. Время читать! Полка первая. – М.: Время, 2009.
Мариэтта Чудакова, профессор Литературного института, где работаю и я, написала новую книгу. Привыкший к особой филологической и смысловой тщательности её работ, с особым вниманием рассматривал обложку. Здесь, как всегда у Чудаковой, ни одной непродуманной детали, каждая полна смысла. Во-первых, два яблока: одно большое красное и зрелое, а другое – ещё маленькое, с зелёным листочком недозрелки. Ну что, метафора довольно простенькая. Что там у нас говорится о яблоке, которое падает неподалёку от яблони? Совершенно верно, книга о воспитании, точнее, книга о чтении как об одном из основополагающих его аспектов. Всё это даже вынесено на обложку в небольших, но ясных, как гамма, сообщениях: «время читать!», «не для взрослых». Книга о первом, основополагающем, молодом чтении.
В природе писателя есть чувство досады, когда коллега придумывает что-то очень эффектное и, казалось бы, лежащее на поверхности: ну почему не мне первому пришло это в голову! Честно говоря, если бы я писал подобную книжку, она была бы почти такой же, по крайней мере почти то же и я порекомендовал бы на первых порах прочитать юному поколению. Здесь мы с М.О. Чудаковой, часто расходясь в политических оценках, всегда единомышленники. Всё начинается со школы, с первых книг, с пробуждения интереса к чтению как страсти. Без этого ничего, как правило, не получается. Жизнь – ведь это не количество приобретённых материальных благ, а ещё и то, что называется духовностью, са’мому невероятному и сладкому, что присутствует в человеческой сущности. Эту мысль я бы продолжил дальше, но не знаю, как к ней отнесётся Мариэтта Омаровна, обычно горячо поддерживающая режим. Положение начальной школы в России ныне, да и в средней школе ужасно. Иногда диву даёшься, что человек делал одиннадцать лет, которые он провёл в школе. Об этом нам обоим хорошо известно по тем своеобразным абитуриентам, которые иногда появляются в институте. Недавно мне рассказала приятельница, которая преподаёт редактуру для людей, получающих второе дополнительное высшее образование. В тексте для учебной работы стояло в определённом контексте ненавистное имя – Батый. Искательница второго образования поинтересовалась, в каком веке жил этот русский князь. Имя это она услышала впервые. Но вернёмся к книжке Чудаковой.
Она ведь опытнейший литературовед, хороший психолог, без чего литературоведение – дымящийся факел. Поэтому о книгах, которые надо бы прочесть, чтобы начать длинное, на всю жизнь чтение по совету одного – нет, двух профессоров Литературного института, Чудакова рассказывает с редкой личной пристрастностью. Не пропустите отрочество! Это не только слово-заголовок Льва Толстого, но и пафос составителя аннотированного списка. Что в нём? Толстой, «Том Сойер», Валентина Осеева, «Принц и нищий» (повторяю список не в академической манере, а по тому, как захватило), Э. Сентон-Томпсон, Борис Житков, Проспер Мериме, Александр Грин, Фраерман и его «Дикая собака Динго», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Капитанская дочка», детские рассказы Зощенко, Брет Гарт, Лермонтов, «Гаргантюа и Пантагрюэль», Булгаков, «Робинзон Крузо». Это по Чудаковой – «первая полка». Видимо, будет и вторая. Жду – совпадём ли снова?
Как я уже написал, на обложке книги есть стилизованное под штамп предупреждение – «не для взрослых». Полагаю, это не совсем так: какое блистательное популярное литературоведение, какое блистательное заманивание в логово благородных смыслов! А мёд вторичного воспоминания о прочитанном?! Листая книгу Чудаковой, снова пережил школьные дни своего военного детства. Кстати, сельские библиотеки работали, сельские школы учили. Вот то-то. Но Чудакова не была бы Чудаковой, если бы в свой рассказ о нашем с ней времени не вплела что-то о временах грустных, о КГБ, «врагах народа» и даже что-то о погромах. Обучение, как известно, начинается с детства. Методические ли это огрехи или настойчивость убеждённости, не знаю. И стоит ли обращать внимание на мелочи?.. Есть кое-что в этой книжке и поважнее, где художник и вдумчивый педагог переигрывает политика.
Одно из любимейших мест в книге Чудаковой – это три закона, которые Мариэтта Омаровна сочинила для детей и взрослых. «Первый: нет книг, которые читать – рано». «Третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить – и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде навалом». А где второй закон, спросит любопытный читатель даже этой рецензии. А на это я отвечу словами Чудаковой, несколько раз возникавшими в тексте: «Про все дальнейшие происшествия вы, надеюсь, прочтёте сами». От себя добавлю: в книге, которая написана для детей и взрослых.