В Киеве, в Российском центре науки и культуры, состоялся круглый стол, посвящённый проблемам современной учебно-методической литературы на русском языке, организованный Росзарубежцентром РФ, общественными организациями, учебными заведениями, издательскими центрами России и Украины. Во встрече приняло участие московское издательство «Русское слово». Оно представило на выставке, состоявшейся в рамках семинара, свою продукцию: учебные пособия по русскому языку и литературе для общеобразовательной школы.
На семинаре выступили авторы и методисты издательства, которые рассказали о проблемах образования в школе, новейших программах по изучению русского языка.
Участие издательства, специализирующегося на выпуске учебников по гуманитарным предметам для средней школы, в просветительских семинарах в странах СНГ стало доброй традицией, которой уже более двух лет. «Русское слово» активно участвует в реализации программы по развитию взаимоотношений с соотечественниками за рубежом и повышению там статуса русского языка. В частности, поставляет в учебные заведения стран СНГ качественные учебники по гуманитарным дисциплинам.
Только за последние месяцы этого года были проведены Дни издательства «Русское слово» в Республике Молдова, Республике Беларусь, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане… Наш собеседник – генеральный директор издательства Владимир ВАХРОМЕЕВ.
– Началось наше сотрудничество со странами СНГ осенью 2005 года, когда мы провели первые семинары в Молдове и Тирасполе, Белоруссии, Узбекистане. Тем самым мы включились в реализацию задач федеральной программы «Русский язык. 2006–2010 годы». С этой целью издательство взаимодействует с МИД РФ, посольствами РФ, представительствами Росзарубежцентра, общественными организациями соотечественников за рубежом… Мы участвуем во всевозможных проектах этих организаций, направленных на повышение значения русского языка как основы полноценного образования. Однако первые семинары издательство проводило исключительно по собственной инициативе и на собственные средства. Мы были одними из первых среди российских издателей в налаживании контактов с учебными заведениями стран СНГ, где ведётся преподавание на русском языке… Задача сохранения русского языка для тысяч наших соотечественников, сохранение культурных традиций были всегда приоритетами в нашей деятельности.
– То есть, оправдывая своё название, издательство несёт русское слово для наших соотечественников за рубежами нашей Родины. Какие наиболее интересные проекты по взаимодействию с учебными заведениями стран СНГ вам удалось реализовать?
– Это Белорусский республиканский форум русистов, проведённый в Минске весной этого года. И Дни литературы в Республике Молдова, в Кишинёве. И постоянно действующие семинары для учителей русского языка и литературы в странах СНГ. Очень интересный совместный проект с Узбекистаном и победа в конкурсе по изданию учебного пособия, адаптированного к местной специфике по литературе для 5-го класса. Хочу отметить и нашу работу в Прибалтике. Издательство поставляет учебную литературу для образовательных учреждений и библиотек в этих странах. В ходе проведения выставок, круглых столов обсуждались вопросы востребованности и доступности русскоязычной литературы, реальное состояние русского языка. При этом приходилось неоднократно выражать озабоченность политической линией стран Балтии, взявших курс на искусственное свёртывание русскоязычного пространства.
– А какова ситуация с русским языком на Украине?
– Там вроде бы в законодательном поле использование русского языка регламентировано, даны определённые гарантии его свободного развития, однако на деле мы неоднократно замечали повсеместное нарушение этого закона. В Киеве, к примеру, из 552 средних учебных заведений осталось всего шесть школ с русским языком обучения, притом что столица Украины считается преимущественно русскоязычным городом. Поэтому каждое мероприятие, проводимое в пользу русского языка, заслуживает внимания. И всякий раз убеждаешься, что, несмотря ни на какие искусственные препоны, потребность в русском языке на всей территории постсоветского пространства по-прежнему очень высока. Спрос огромный на качественную учебную литературу и российское образование. Страны, где проходили встречи с участием нашего издательства, стали площадками для конструктивных диалогов и дискуссий. Но самое главное, что всем желающим была предоставлена возможность общаться на родном языке, приобретать новейшие учебные издания. Считаю, что подобные меры в поддержку русского языка, в рамках проектов Федерального агентства по образованию, должны быть продолжены и расширены. Целесообразно также было бы, учитывая большой спрос на учебную литературу, проводить выставки в национальных библиотеках с привлечением российских методистов и авторов книг.
– Ваше издательство являет собой наглядный пример того, что государственные интересы становятся более приоритетными, чем коммерческие. Свидетельством тому служит авторитет издательства в Министерстве образования и науки, в Министерстве иностранных дел, в Государственной Думе и в других государственных учреждениях.
– Действительно, это так. Назову лишь некоторые факты успеха издательства, отмеченные правительством Российской Федерации. Наш учебник по истории Отечества выиграл всероссийский конкурс на создание учебников по новейшей истории. Премия правительства РФ в области образования вручена авторам за учебно-методический комплект по русскому языку. Неоднократно заслуги издательства отмечались национальной премией «Человек года» и «Издательство года». Награды вручались за качественный текст и за идейно выдержанную направленность изданий, ясность и доступность изложения, за чёткую методическую базу. Издательство выступает новатором по изданию учебников нового типа по новым дисциплинам… Жизнь динамично развивается, опережая школьные программы, диктует свои условия, которые требуют осмысления в учебно-воспитательном процессе. Это и стремительное распространение информационных технологий, и глобализационные процессы, связанные с новыми явлениями, такими как миграция, и продовольственная безопасность. Это изменение климата в мире и вызванные им социальные последствия, это обострившийся интерес к религии, которая начинает играть роль политического фактора в некоторых странах… Сегодня для многих становится очевидным, что человечество выживет, если будет воспитанным и гуманным. Страшно открывать некоторые сайты в Интернете, там то концом света пугают, то блуждающей кометой, которая вот-вот врежется в землю, то мировым потопом, то ледниковым периодом. Панические настроения отрицательно сказываются на стабильности общества, на моральном самочувствии людей. В данной ситуации возрастает роль воспитания, культуры взаимоотношений, способствующей взаимной поддержке людей. Лишь только гуманистический менталитет, социальная грамотность и культура поведения способны помочь людям цивилизованно выжить в этой непростой обстановке. Вот почему в школьный курс помимо традиционных наук вводятся новые дисциплины.
– Расскажите о некоторых новинках.
– Пособие «Права человека» предназначено для учеников 10–11-х классов, содержит в себе курс, разработанный на основе анализа международной и российской практики образования в этой области. Книга подготовлена по заказу Министерства образования и науки РФ, чтобы помочь школьникам ориентироваться в непростой жизни общества, воспитать из них полноправных граждан и патриотов своей страны. Труд написан коллективом учёных, занимающихся этой проблемой, автор предисловия к изданию – известный правозащитник Элла Памфилова. Мы должны не только учить детей правильно писать и читать, считать, но и грамотно жить в гражданском обществе. Содержание курса несёт в себе значительный гуманистический потенциал, который может быть использован для воспитания важных личностных качеств человека: уважения к людям разных национальностей и вероисповеданий, милосердия к ближнему.
Другая новинка – двухтомное пособие для учащихся 10–11-х классов «История русской культуры». В этой книге раскрывается панорама развития отечественной культуры, начиная с X века до наших дней.
Пособие для учащихся 10–11-х классов «История религий» под редакцией члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова. В нём рассказывается о многовековых традициях христианства, ислама, иудаизма, буддизма, ознакомление с которыми поможет воспитать у школьников толерантность, человеколюбие и гуманизм, позволит им приобщиться к культурным и духовным ценностям народов нашей многонациональной страны.
Беседу вёл