В начале года исполнилось бы 90 лет Анатолию Фёдоровичу Дмитренко (1933–2022) – ведущему научному сотруднику Государственного Русского музея, профессору Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Дата его рождения совпала с днём прорыва блокады Ленинграда, города, в котором Анатолий Фёдорович жил и работал с начала шестидесятых годов, где ему, без преувеличения, удалось создать уникальную искусствоведческую школу, подготовившую целую плеяду молодых специалистов.
Великая Отечественная война стала неотъемлемой частью личной, научной и творческой судьбы Анатолия Фёдоровича. В бытность заведующим отделом советского искусства Русского музея он подготовил ряд крупных выставок и публикаций, посвящённых памятным годовщинам Великой Победы и снятию блокады. С его участием был осуществлён ряд крупных зарубежных выставочных проектов, в рамках которых экспонировались шедевры отечественного искусства ХХ века. Последние книги, написанные нами в соавторстве и вышедшие в свет в 2022 году, – «А музы не молчат… Великая Отечественная война в художественной культуре СССР и России» и «Шаги истории самой…» представили эту важнейшую для Анатолия Фёдоровича тему в достаточно остром, публицистическом аспекте. Эти труды вобрали в себя весь опыт учёного, музейщика, педагога. Удалось собрать поистине уникальный материал – воспоминания ветеранов Великой Отечественной и жителей блокадного Ленинграда, размышления музейных сотрудников и искусствоведов. Анатолий Фёдорович прекрасно знал и учил знать своих воспитанников Историю (именно так, с большой буквы). В конечном счёте именно с умением творца проникнуться её особым ритмом он часто соотносил ход развития искусства (одна из его книг так и называлась – «Художник и время»)…
Искусство в трудах Анатолия Фёдоровича преодолевало узкие биографические и стилевые границы, приобретая необходимый масштаб также в сопоставлении с корневыми основами духовной культуры нашего народа и с вершинными достижениями всей человеческой культуры. Эта убеждённость в действенной правоте своих убеждений, заставляющая вспомнить замечательных критиков XIX столетия Виссариона Белинского и Владимира Стасова, наверное, хорошо запомнилась каждому, кто посещал семинары для аспирантов академии имени А.Л. Штиглица. Итогом одного из таких занятий, проводившихся в залах Русского музея, стала публикация в «Литературной газете» серии эссе молодых искусствоведов о выставке «Тихая моя родина…». С момента открытия этой выставки, познакомившей петербургского зрителя с творчеством народного художника СССР Валентина Михайловича Сидорова, прошло более восьми лет. А круглый стол, подготовленный под руководством Анатолия Фёдоровича, веско подтверждает его высокий статус учителя от Бога, неустанно прививавшего воспитанникам ответственное, профессиональное отношение к своему делу.
Человек несокрушимого духа, близко к сердцу принимавший всё, что происходило вокруг, Анатолий Фёдорович рассматривал творчество Михаила Аникушина, Гелия Коржева, Евсея Моисеенко, Андрея Мыльникова, Бориса Угарова и многих других мастеров советской эпохи как нравственный завет подлинного патриотизма, любви к родной земле, к своим родителям и наставникам, к людям созидательного труда. И, что не менее важно, как пример большой духовной силы подлинного искусства, доверительного обращённого к человеку и миру. «Искусство без образной высоты безнравственно», – это высказывание А.А. Мыльникова Анатолий Фёдорович не раз повторял во время семинаров и творческих встреч.
Как важен этот подход, которому А.Ф. Дмитренко учил своих воспитанников, сейчас, когда восстанавливается связь времён, когда столь необходимым в деле культурного созидания становится искусство содержательное, несущее в себе большой нравственный заряд!
Руслан Бахтияров,
кандидат искусствоведения, Санкт-Петербург