Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 февраля 2023 г.
Искусство Культура

Дмитренко из Русского музея

Искусство без образной высоты безнравственно

04 февраля 2023

В начале года исполнилось бы 90 лет Анатолию Фёдоровичу Дмитренко (1933–2022) – ведущему научному сотруднику Государственного Русского музея, профессору Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Дата его рождения совпала с днём прорыва блокады Ленинграда, города, в котором Анатолий Фёдорович жил и работал с начала шестидесятых годов, где ему, без преувеличения, удалось создать уникальную искусствоведческую школу, подготовившую целую плеяду молодых специалистов.

Великая Отечественная война стала неотъемлемой частью личной, научной и творческой судьбы Анатолия Фёдоровича. В бытность заведующим отделом советского искусства Русского музея он подготовил ряд крупных выставок и публикаций, посвящённых памятным годовщинам Великой Победы и снятию блокады. С его участием был осуществлён ряд крупных зарубежных выставочных проектов, в рамках которых экспонировались шедевры отечественного искусства ХХ века. Последние книги, написанные нами в соавторстве и вышедшие в свет в 2022 году, – «А музы не молчат… Великая Отечественная война в художественной культуре СССР и России» и «Шаги истории самой…» представили эту важнейшую для Анатолия Фёдоровича тему в достаточно остром, публицистическом аспекте. Эти труды вобрали в себя весь опыт учёного, музейщика, педагога. Удалось собрать поистине уникальный материал – воспоминания ветеранов Великой Отечественной и жителей блокадного Ленинграда, размышления музейных сотрудников и искусствоведов. Анатолий Фёдорович прекрасно знал и учил знать своих воспитанников Историю (именно так, с большой буквы). В конечном счёте именно с умением творца проникнуться её особым ритмом он часто соотносил ход развития искусства (одна из его книг так и называлась – «Художник и время»)…

Искусство в трудах Анатолия Фёдоровича преодолевало узкие биографические и стилевые границы, приобретая необходимый масштаб также в сопоставлении с корневыми основами духовной культуры нашего народа и с вершинными достижениями всей человеческой культуры. Эта убеждённость в действенной правоте своих убеждений, заставляющая вспомнить замечательных критиков XIX столетия Виссариона Белинского и Владимира Стасова, наверное, хорошо запомнилась каждому, кто посещал семинары для аспирантов академии имени А.Л. Штиглица. Итогом одного из таких занятий, проводившихся в залах Русского музея, стала публикация в «Литературной газете» серии эссе молодых искусствоведов о выставке «Тихая моя родина…». С момента открытия этой выставки, познакомившей петербургского зрителя с творчеством народного художника СССР Валентина Михайловича Сидорова, прошло более восьми лет. А круглый стол, подготовленный под руководством Анатолия Фёдоровича, веско подтверждает его высокий статус учителя от Бога, неустанно прививавшего воспитанникам ответственное, профессиональное отношение к своему делу.

Человек несокрушимого духа, близко к сердцу принимавший всё, что происходило вокруг, Анатолий Фёдорович рассматривал творчество Михаила Аникушина, Гелия Коржева, Евсея Моисеенко, Андрея Мыльникова, Бориса Угарова и многих других мастеров советской эпохи как нравственный завет подлинного патриотизма, любви к родной земле, к своим родителям и наставникам, к людям созидательного труда. И, что не менее важно, как пример большой духовной силы подлинного искусства, доверительного обращённого к человеку и миру. «Искусство без образной высоты безнравственно», – это высказывание А.А. Мыльникова Анатолий Фёдорович не раз повторял во время семинаров и творческих встреч.

Как важен этот подход, которому А.Ф. Дмитренко учил своих воспитанников, сейчас, когда восстанавливается связь времён, когда столь необходимым в деле культурного созидания становится искусство содержательное, несущее в себе большой нравственный заряд!

Руслан Бахтияров,

кандидат искусствоведения, Санкт-Петербург

Тэги: Память Дата Русский музей
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

    217 голосов
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS