Наш век, век изобилия зрелищ, телевидения и Интернета, конечно, потребовал от музеев искать новые формы работы. Не раз приходилось слышать, что теперь простая экскурсия не решает полностью одну из основных задач – осмысления людьми ценности нашей истории. Особенно это относится к детям.
Можно, к примеру, остановить детишек в экспозиции музея возле курной избушки и долго рассказывать, как жили в старину. Но трудно удержать их внимание простым рассказом. Внимание детей активизируется в играх, в действии. Сотрудники музея-заповедника «Дмитровский кремль» разработали первую программу «Музейный лабиринт». По называемым словам дети угадывали предмет и находили его в экспозиции. В соревновательной игре определялись победители. Программа заработала.
Когда строилось новое здание музея, в нём предусмотрели специальное помещение для детей. Закупили ростовые куклы: Петрушку, медведя и другие. Вместе с открытием Музейно-выставочного комплекса в 2004 году дети получили анимационный зал. И посыпались заявки на проведение рекреационных программ. Работа музея стала живее, интереснее. Жизнь требовала расширить поиски.
Новый генеральный директор музея Анна Садова сразу поняла перспективность интерактивного направления работы. В отреставрированном старом доме оформили уютную гостиную, где частыми стали музыкально-поэтические встречи, тематические вечера для взрослых, «ретро-клуб» для пожилых. Территория музея, имеющего древние строения и декоративно оформленный дворик, позволила развернуть работу и на воздухе.
В настоящее время научно-просветительскую работу музея возглавляет энергичная и неутомимая Наталья Зарембо. В музее разработано более тридцати познавательно-развлекательных программ для посетителей от дошкольного до пенсионного возраста, в которых они становятся непосредственными участниками того или иного действа. Большая часть этих программ, конечно, для детей.
В народе ещё с языческих времён осталось немало обрядов и обычаев, ярких, пышных и весёлых. Полны своеобразия, колорита древних русских традиций программы «Иван-Купала», «Зелёные святки» (Троица), «Масленица», «Комоедица» (день пробуждения медведя). На «Масленицу», например, запись заканчивается уже в декабре. Желающих попасть на праздник проводов зимы слишком много и среди детей, и среди взрослых. Главная задача этих программ – сделать посетителей участниками старых русских праздников.
Но не следует думать, что музей занимается лишь развлечениями. Большинство программ начинается с обзорных экскурсий по городу или по музею, а затем полученная информация закрепляется играми, викторинами, импровизациями. Интерактивный метод нашёл широкое применение, и это привело к успеху: количество посетителей значительно выросло. Музей стал выполнять казавшийся невыполнимым финансовый план.
Детей среднего и старшего школьного возраста привлекает программа «Город-страж». Участники знакомятся с историей развития военного дела на Руси, примеряют доспехи русского воина, сражаются на мечах (разумеется, безопасных), учатся владеть другими видами оружия.
Программу на любой вкус могут найти в музее и взрослые. Для вступающих в брак – «Как на Руси свадьбу играли», для интересующихся стариной – «В гостях у дмитровских купцов».
Ежегодная акция «Ночь в музее», проводимая во многих странах мира, не обошла и наш город. Творчески отнеслись к её проведению сотрудники музея. Более двадцати групп прошли в эту ночь по залам музея. Среди посетителей были и малыши, и почтенные пенсионеры. Многие молодые люди посещали музей впервые и не были разочарованы.