«В человеке всё должно быть прекрасно…» – писал Антон Павлович Чехов. Положа руку на сердце, подобное сочетание качеств – большая редкость. Но нам повезло встретить такого человека – в Доме писателя, где состоялся творческий вечер, презентация сборника стихов и моноспектакль Марианны Коробейниковой, актрисы Театра им. Ленсовета.
Её легко можно представить в Серебряном веке. И не нужно было бы сочинять легенду о её происхождении и подбирать звучный псевдоним, как, например, Максимилиан Волошин – для поэтессы Елизаветы Дмитриевой, ставшей баронессой Черубиной де Габриак. Нашей героине легенды не нужны. И звучные псевдонимы тоже. Красивая, скромная, тонко чувствующая, рефлексирующая. Сомнения идут ей на пользу – она постоянно оттачивает перо, работая со словом подобно скульптору, который отсекает всё лишнее, обрабатывая материал и доводя своё произведение до совершенства…
Утончённая грациозная петербурженка Марианна Коробейникова могла бы стать балериной, певицей или музыкантом. А стала актрисой. Впрочем, и музыкантом тоже – окончила училище им. Мусорского по классу фортепиано, но предпочла консерватории Театральный институт. Все её детские увлечения воплотились в профессии, которая занимает её целиком. Да и в личной жизни всё сложилось успешно: Марианна – мама четырёх дочек и любящая заботливая жена.
В Театре Ленсовета у неё несколько ролей – в постановках по пьесам Александра Островского, Максима Горького, Алексея Арбузова. В спектакле «В этом милом старом доме» она играет главную роль, составляя с Михаилом Боярским и Ларисой Луппиан блестящее трио.
– Марианна, вы с детства мечтали стать актрисой?
– Скорее мне было интересно попробовать себя в этом. Я поступила на курс Владислава Борисовича Пази, и пути назад уже не было. Предстоял очень тяжёлый период учёбы, перекраивания себя, пересмотр всех ценностей, потеря старых друзей и обретение новых, влюблённости, переосмысление себя и крушение самооценки. Но всё же это оказалось прекрасное время, необходимое и важное.
– Вы служите в Театре Ленсовета более 20 лет. Как попали сюда?
– Владислав Борисович Пази являлся его художественным руководителем, наша мастерская была при театре. В штат театра взяли весь курс, тех, кого не отчислили (половина поступивших отсеялась во время учёбы), сейчас из них осталось шесть-семь человек.
– Насколько тяжело совмещать актёрское служение и материнство?
– На четвёртом курсе у меня родилась первая дочь, Ярослава. Учёба несколько усложнилась, я не уходила в декрет, а научилась жить с разделённой пополам головой, в одной части – любимый ребёнок, к которому немыслимо тянуло, в другой – всё остальное. Потом начались съёмки в кино, отъезды, бессонные ночи. Был период, когда после ночной смены, поспав два часа, бежишь в театр на репетицию, вечером – спектакль, а потом ещё ночная смена, и так несколько дней.
Потом родились с разницей в два года ещё три дочери: Варвара, Елизавета и Василиса… Закончилось кино, я потеряла роли в театре, многие спектакли сняли за это время… Но через шесть лет я вернулась с моноспектаклем в любимый театр, и всё потихоньку опять вошло в непростой, но стабильный ритм.
– Ваша самая любимая роль в театре?
– В моноспектакле «Следы материнских морей». Я играю в нём уже 4 года. В спектакле показано детство Цветаевой, те годы, когда её мать – пианистка пыталась привить дочери любовь к музыке. Я рассказываю историю от лица Цветаевой. Не пыталась делать Цветаеву прямо, воссоздать её неповторимый образ. Но я всегда пыталась найти в ней близкое и созвучное мне. Кстати, я родилась 31 августа, в день, когда Цветаева покончила с собой. Кто-то из друзей даже предположил, что её душа переселилась в меня.
– Поэзия Цветаевой повлияла на ваши стихи?
– Скорее повлияло творчество Бродского, когда мы работали над спектаклем по его стихам. Но с Цветаевой меня роднит любовь к музыке и её непростое становление как музыканта.
– В этом моноспектакле вы не только виртуозно играете на фортепиано, но и стремительно перемещаетесь по сцене. У вас потрясающая пластика. Как удаётся сохранять отличную физическую форму?
– Тело для меня – инструмент. Сейчас дважды в неделю занимаюсь йогой, плюс тренировки 2 раза в неделю с нагрузкой.
– Вы с детства увлечены музыкой. Она помогает сочинять стихи?
– Без музыки я действительно себя не мыслю. Музыка даёт внутреннее ощущение ритма, а чтобы почувствовать мелодику стиха, я должна проговорить его вслух.
О, музыка! Восторг моей души!
Прикосновенье к клавишам – отрада!
Часами наблюдать, как из тиши
Рождается блестящая рулада…
– Как вы всё успеваете?
– А музыка отлично помогает организовать себя. Учишься быстро мыслить, развивается полифоническое мышление и умение делать одновременно несколько дел. В детстве я любила, играя на рояле гаммы или упражнения, не требующие от головы полного контроля, параллельно читать поставленную поверх нот книгу, пока не видит мама… К тому же ты учишься каждый день делать то, что должен, хочешь ты этого или нет. Это формирует волю, которая не один раз помогала мне в жизни.
– Когда вы сочиняете?
– Стихи очень часто приходят ко мне за рулём автомобиля. Раньше чаще писала по ночам, и важно было сразу записать то, что приходит в голову, иначе утром уже ничего не помнишь. Для того чтобы что-то родилось, что-то должно случиться, какое-то потрясение, эмоциональный взрыв, выход из «зоны комфорта».
– Помогают ли вам собственные стихи в повседневной жизни?
– Я перфекционист, склонна к рефлексии, к самокопанию, поэтому мне с собой очень непросто. Стихи же помогают сонастроиться с миром, с чувством времени. Раньше я доверяла свои мысли дневнику, теперь он не нужен, потому что пишу стихи. Заглянуть в себя через стихи, избавиться от гнетущего состояния или чувства эмоционального терзания, сомнения!.. Выплеснешь это всё через рифму и, таким образом заглянув в себя, понимаешь, что ты в полном порядке. Выражать себя через стихи – для меня особое, несравненное удовольствие. Когда над тобой есть только твои собственные наработанные критерии и оценки, попытка сжать мысль, которая тебя волнует, до концентрата…
– Ваша любимая роль в кино?
– Оперативник Марина Петровская из фильма «Оперативная разработка». Очень интересная работа, первая большая роль в кино. Я очень многому научилась за время съёмок, у нас была прекрасная команда, со многими дружу до сих пор. Конечно, запомнилась и роль в фильме «Вызов», где я играла жену космонавта Олега Новицкого. В подмосковном пансионате полностью воссоздали «Роскосмос». Счастлива, что удалось поработать с прекрасными актёрами и режиссёром, как говорится, прикоснуться к большой картине – первому фильму, снятому в космосе.
– Зрителю всегда интересно узнать, что чувствует актриса перед выходом на сцену и во время спектакля. Поделитесь?
– И об этом у меня есть стихотворение…
Актриса
Я плачу настоящими слезами
В ненастоящей жизни, не своей,
И говорю чужими голосами,
Чужие мысли в голове моей.
Мне видимое для других не видно,
Я знаю наперёд свою судьбу,
И, глядя на меня, другим завИдно
Какой красивой жизнью я живу.
Я столько разных судеб проживала
И умирала смертью не своей,
Так много раз любимых я теряла,
Что потеряла счёт своих потерь.
Аплодисменты стихли! Гаснут свечи…
Стираю с гримом жизнь с себя чужую,
Но осознанье падает на плечи,
Что судьбы всех, в кого вжилась, несу я.
Беседу вела Виктория Шервуд