Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 декабря 2023 г.
Невский проспект Спецпроект

Дневник заменили стихи

Они и любовь к музыке роднят Марианну Коробейникову с неповторимой Цветаевой

05 декабря 2023

«В человеке всё должно быть прекрасно…» – писал Антон Павлович Чехов. Положа руку на сердце, подобное сочетание качеств – большая редкость. Но нам повезло встретить такого человека – в Доме писателя, где состоялся творческий вечер, презентация сборника стихов и моноспектакль Марианны Коробейниковой, актрисы Театра им. Ленсовета.

Её легко можно представить в Серебряном веке. И не нужно было бы сочинять легенду о её происхождении и подбирать звучный псевдоним, как, например, Максимилиан Волошин – для поэтессы Елизаветы Дмитриевой, ставшей баронессой Черубиной де Габриак. Нашей героине легенды не нужны. И звучные псевдонимы тоже. Красивая, скромная, тонко чувствующая, рефлексирующая. Сомнения идут ей на пользу – она постоянно оттачивает перо, работая со словом подобно скульптору, который отсекает всё лишнее, обрабатывая материал и доводя своё произведение до совершенства…

Утончённая грациозная петербурженка Марианна Коробейникова могла бы стать балериной, певицей или музыкантом. А стала актрисой. Впрочем, и музыкантом тоже – окончила училище им. Мусорского по классу фортепиано, но предпочла консерватории Театральный институт. Все её детские увлечения воплотились в профессии, которая занимает её целиком. Да и в личной жизни всё сложилось успешно: Марианна – мама четырёх дочек и любящая заботливая жена.

В Театре Ленсовета у неё несколько ролей – в постановках по пьесам Александра Островского, Максима Горького, Алексея Арбузова. В спектакле «В этом милом старом доме» она играет главную роль, составляя с Михаилом Боярским и Ларисой Луппиан блестящее трио.

– Марианна, вы с детства мечтали стать актрисой?

– Скорее мне было интересно попробовать себя в этом. Я поступила на курс Владислава Борисовича Пази, и пути назад уже не было. Предстоял очень тяжёлый период учёбы, перекраивания себя, пересмотр всех ценностей, потеря старых друзей и обретение новых, влюблённости, переосмысление себя и крушение самооценки. Но всё же это оказалось прекрасное время, необходимое и важное.

– Вы служите в Театре Ленсовета более 20 лет. Как попали сюда?

– Владислав Борисович Пази являлся его художественным руководителем, наша мастерская была при театре. В штат театра взяли весь курс, тех, кого не отчислили (половина поступивших отсеялась во время учёбы), сейчас из них осталось шесть-семь человек.

– Насколько тяжело совмещать актёрское служение и материнство?

– На четвёртом курсе у меня родилась первая дочь, Ярослава. Учёба несколько усложнилась, я не уходила в декрет, а научилась жить с разделённой пополам головой, в одной части – любимый ребёнок, к которому немыслимо тянуло, в другой – всё остальное. Потом начались съёмки в кино, отъезды, бессонные ночи. Был период, когда после ночной смены, поспав два часа, бежишь в театр на репетицию, вечером – спектакль, а потом ещё ночная смена, и так несколько дней.

Потом родились с разницей в два года ещё три дочери: Варвара, Елизавета и Василиса… Закончилось кино, я потеряла роли в театре, многие спектакли сняли за это время… Но через шесть лет я вернулась с моноспектаклем в любимый театр, и всё потихоньку опять вошло в непростой, но стабильный ритм.

– Ваша самая любимая роль в театре?

– В моноспектакле «Следы материнских морей». Я играю в нём уже 4 года. В спектакле показано детство Цветаевой, те годы, когда её мать – пианистка пыталась привить дочери любовь к музыке. Я рассказываю историю от лица Цветаевой. Не пыталась делать Цветаеву прямо, воссоздать её неповторимый образ. Но я всегда пыталась найти в ней близкое и созвучное мне. Кстати, я родилась 31 августа, в день, когда Цветаева покончила с собой. Кто-то из друзей даже предположил, что её душа переселилась в меня.

– Поэзия Цветаевой повлияла на ваши стихи?

– Скорее повлияло творчество Бродского, когда мы работали над спектаклем по его стихам. Но с Цветаевой меня роднит любовь к музыке и её непростое становление как музыканта.

– В этом моноспектакле вы не только виртуозно играете на фортепиано, но и стремительно перемещаетесь по сцене. У вас потрясающая пластика. Как удаётся сохранять отличную физическую форму?

– Тело для меня – инструмент. Сейчас дважды в неделю занимаюсь йогой, плюс тренировки 2 раза в неделю с нагрузкой.

– Вы с детства увлечены музыкой. Она помогает сочинять стихи?

– Без музыки я действительно себя не мыслю. Музыка даёт внутреннее ощущение ритма, а чтобы почувствовать мелодику стиха, я должна проговорить его вслух.

О, музыка! Восторг моей души!

Прикосновенье к клавишам – отрада!

Часами наблюдать, как из тиши

Рождается блестящая рулада…


– Как вы всё успеваете?

– А музыка отлично помогает организовать себя. Учишься быстро мыслить, развивается полифоническое мышление и умение делать одновременно несколько дел. В детстве я любила, играя на рояле гаммы или упражнения, не требующие от головы полного контроля, параллельно читать поставленную поверх нот книгу, пока не видит мама… К тому же ты учишься каждый день делать то, что должен, хочешь ты этого или нет. Это формирует волю, которая не один раз помогала мне в жизни.

– Когда вы сочиняете?

– Стихи очень часто приходят ко мне за рулём автомобиля. Раньше чаще писала по ночам, и важно было сразу записать то, что приходит в голову, иначе утром уже ничего не помнишь. Для того чтобы что-то родилось, что-то должно случиться, какое-то потрясение, эмоциональный взрыв, выход из «зоны комфорта».

– Помогают ли вам собственные стихи в повседневной жизни?

– Я перфекционист, склонна к рефлексии, к самокопанию, поэтому мне с собой очень непросто. Стихи же помогают сонастроиться с миром, с чувством времени. Раньше я доверяла свои мысли дневнику, теперь он не нужен, потому что пишу стихи. Заглянуть в себя через стихи, избавиться от гнетущего состояния или чувства эмоционального терзания, сомнения!.. Выплеснешь это всё через рифму и, таким образом заглянув в себя, понимаешь, что ты в полном порядке. Выражать себя через стихи – для меня особое, несравненное удовольствие. Когда над тобой есть только твои собственные наработанные критерии и оценки, попытка сжать мысль, которая тебя волнует, до концентрата…

– Ваша любимая роль в кино?

– Оперативник Марина Петровская из фильма «Оперативная разработка». Очень интересная работа, первая большая роль в кино. Я очень многому научилась за время съёмок, у нас была прекрасная команда, со многими дружу до сих пор. Конечно, запомнилась и роль в фильме «Вызов», где я играла жену космонавта Олега Новицкого. В подмосковном пансионате полностью воссоздали «Роскосмос». Счастлива, что удалось поработать с прекрасными актёрами и режиссёром, как говорится, прикоснуться к большой картине – первому фильму, снятому в космосе.

– Зрителю всегда интересно узнать, что чувствует актриса перед выходом на сцену и во время спектакля. Поделитесь?

– И об этом у меня есть стихотворение…

Актриса

Я плачу настоящими слезами

В ненастоящей жизни, не своей,

И говорю чужими голосами,

Чужие мысли в голове моей.


Мне видимое для других не видно,

Я знаю наперёд свою судьбу,

И, глядя на меня, другим завИдно

Какой красивой жизнью я живу.


Я столько разных судеб проживала

И умирала смертью не своей,

Так много раз любимых я теряла,

Что потеряла счёт своих потерь.


Аплодисменты стихли! Гаснут свечи…

Стираю с гримом жизнь с себя чужую,

Но осознанье падает на плечи,

Что судьбы всех, в кого вжилась, несу я.


Беседу вела Виктория Шервуд

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Священная память войны

    07.05.2025
  • Русский комендант Берлина

    03.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Очистительный огонь СВО

    111 голосов
  • Выдающийся чужой

    71 голосов
  • Почему-то Ахматова Анна не спит…

    66 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS