Антон Антонов. Рыжий кот / Пер. с итал. Т.А. Быстровой. – М. : Политическая энциклопедия, 2016. – 270 с. – 1000 экз.
Перед нами прекрасно выписанное полотно, сочетающее в себе черты политического детектива, беспристрастных исторических мемуаров и европейской экзистенциальной прозы. В центре повествования судьба итальянского коммуниста Дзено Дзонато. Это очень интересный и ёмкий образ, весьма рельефно показывающий тип европейского циника-конформиста, сформировавшийся в 70-е годы. В изображении характера героя во всех нюансах, сложностях и противоречиях автор, бесспорно, преуспел. Он избегает подробных пересказов обстоятельств жизни Дзонато, не пытается выявить причины, сделавшие его таким, каков он есть, он просто соответствующим образом пересекает внутренние сюжеты, и у читателя не возникает никаких недоумений недосказанности.
В первой части романа Антонов (Фаллико) приводит дневник Дзонато, в котором тот абсолютно откровенен, а во второй переходит на беспристрастный рассказ о том, как его центральный персонаж закончил свои земные дни. Суть жизни Дзоната – двурушничество. Что скрывать, такие склонности не редкость в людях. Но молодой карьерист превращает качество характера в рискованную политическую игру, одновременно поднимаясь по карьерной лестнице в итальянской коммунистической партии и работая на ЦРУ. Для политического детектива ход сколь беспроигрышный, столь и тривиальный. Но я уже говорил, что роман жанрово синтетичен. И выбирая героем двойного агента, автор очень умело выстраивает такую литературную ситуацию, в которой удаётся и удерживать напряжение интриги, и в то же время проводить утончённые психологические эксперименты-исследования. Именно для этого нужен дневник… Он исполнен своеобразно и искренне. Пишущий сам иногда удивляется, как ему удаётся проворачивать свои делишки почти без сопротивления. При этом, придавая стилю дневников известную изысканность, Антонов (Фаллико) даёт читателю понять, что Дзено Дзонато не так уж и прост, по-своему талантлив, а его описание взаимоотношений с женщинами, в которых переплетаются фрейдизм и некоторая удивлённая беззащитность, вполне дотягивают до лучших лирических образцов прозы.
Вторая часть выдаёт в авторе человека, не во всём удовлетворённого нынешней европейской толерантностью. Без всяких расшаркиваний, с предельной беспощадностью автор описывает то, как благодаря алчности отдельных людей, подлости других и недальновидности третьих мир пришёл к губительной однополярности, приведшей его к опасной черте сегодняшнего дня. Жёстко и узнаваемо прорисованы известные персонажи публичной итальянской и светской политики. С пронзительным человеческим трагизмом автор размышляет о крахе коммунистических движений в Европе, связанных с их отказом защищать интересы трудящихся.
Одной из серьёзных подтекстовых мыслей романа является то, что конфликт Запада и Востока часто надуман и раздувается спецслужбами и политическим интриганами ради собственной мелкой выгоды. Автор словно упреждает нас: когда мелкая выгода нарушает принципы человеческого сосуществования, то мир ждут большие неприятности… И всякий цивилизованный человек после прочтения романа «Рыжий кот» не только разделит эти опасения, но и будет захвачен убеждённостью автора в том, что только политика с человеческим лицом, нравственная политика необходима сейчас мировому сообществу, чтобы преодолеть кризис, ответить на современные вызовы и побороть нарастающие угрозы.