Дожила до понедельника. – М.: Время, 2008. – 384 с.: 64 с. ил.
Ирину Печерникову не назовёшь актрисой одной роли, но при упоминании её имени у большинства просто автоматически всплывёт в памяти легендарная картина, которую не без оснований называли самым правдивым фильмом о советской школе. Правдивым настолько, что его полгода «на полке» продержали. И если бы не VI Международный московский кинофестиваль 1969 года, где фильм получил Гран-при, ещё неизвестно, увидел ли бы его вообще наш глубокоуважаемый советский зритель. Ведь режиссёр фильма Станислав Ростоцкий категорически отказывался резать своё детище в угоду придирчивым киноначальникам.
С «Доживём до понедельника» у Ирины Печерниковой связано много тёплых воспоминаний, недаром она и книгу свою назвала в его честь. Но, разумеется, не «Понедельником» единым была наполнена её судьба. В «звёздный» список партнёров Ирины Викторовны, помимо Вячеслава Тихонова, можно включить Иннокентия Смоктуновского, Олега Даля, Владимира Высоцкого, Юрия Богатырёва, Виталия Соломина и ещё десятка полтора не менее громких имён. Вот ради них, ради этих замечательных мужчин и взялась актриса за перо. Вообще-то она не собиралась писать мемуары ни при каких обстоятельствах. Но однажды её пригласили на телевидение в передачу «Дружил мужчина с женщиной». Ей очень хотелось сказать о них самое главное, то, что объяснить в большом актёре труднее всего. Но Ирину Викторовну перебили и ничего из того, что ей хотелось, сказать так и не дали, хотя передача длилась полтора часа. Вот и решила она всё несказанное сделать написанным.
Но хватило Печерникову только страниц на двадцать. Дальше – стопор и мучительные сомнения по поводу того, о чём писать стоит, а о чём лучше умолчать, ибо никому, кроме неё самой, да ещё тех, кто близко знал героев будущей книги, это не нужно и неинтересно. На помощь актрисе пришла журналистка. Алле Переваловой очень хотелось написать книгу о Печерниковой. И даже не о ней, а «за неё» – от её лица. Ирина Викторовна согласилась. Результатом долгих бесед под диктофон и стала эта книга.
«Дожила до понедельника» – скорее дневник, чем мемуары. В воспоминаниях, даже если их удаётся выстроить в хронологическом порядке, обычно всё же есть временные «лакуны», иногда – весьма значительные. А тут такое впечатление, с продвижением вглубь текста только усиливающееся, что актриса описывала свою жизнь буквально день за днём. Вот у кого поучиться бы нашим телесериальным сценаристам: актёрская жизнь, как она есть, с простыми радостями и горестями, настоящий роман, причём – непридуманный. Без притянутых за уши коллизий и пластмассовых «страстей». О партнёрах и режиссёрах (а Печерникова работала и в Ленкоме у Эфроса, и в Маяковке у Гончарова, и в Малом театре у Царёва), о мужьях и возлюбленных, о друзьях и недругах, словом, обо всех, кто так или иначе влиял на её судьбу, личную и творческую, актриса пишет с максимальной искренностью и, что ещё важнее, с максимальным тактом. Так в наше время уже не пишут…