Трагедия свободы: Избранные произведения. – М.: Астрель, 2008. – 992 с.
Учёный совет социологического факультета МГУ, решивший издать большую серию под названием «Социальная мысль России», отдавая дань русской философской школе (от Владимира Соловьёва доднесь), делает, безусловно, благое дело. Строго и в то же время богато оформленные фолианты займут своё достойное место на книжных полках отечественных интеллектуалов. И, хочется верить, когда-нибудь будут востребованы не только в качестве эстетических атрибутов домашних интерьеров или подспорья для состязательных, умных бесед в узком академическом кругу.
Философия (в широком смысле) всегда была «матерью» любой идеологии или стратегической политики. Нет нужды подробно растолковывать влияние, которое оказали на ход планетарных событий, на умы крупных исторических деятелей Кальвин и Ницше, Макиавелли и Фейербах, Гегель и Маркс и даже Фукуяма с Мальтусом. Вряд ли подобное можно сказать про наших мыслителей, чьи биографии хронологически совпадают с предреволюционными и последующими временами.
Ну то есть, можем уверенно предположить, что без творчества Достоевского никогда бы не состоялось мощное философское течение экзистенциалистов, и всё же этот и ему подобные примеры, как правило, не распространяются далеко за границы этико-культурологической сферы.
Отчего так? Наверное, оттого, что в отличие от преимущественно агрессивного, наступательного, рационально-прагматического характера западных доктрин свойства русской философской мысли чаще соответствовали благодушному призыву, обращённому к миру: «Ребята, давайте жить дружно, соборно, по справедливости!» Недавнее фронтальное противостояние двух (в сущности одинаково безбожных) политических систем отнюдь не требовало себе подпитки в виде каких-то духовно-гуманистических рекомендаций. Тем более не нуждается в них эра бешеного потребительства, помноженного на «ценности» вульгарного масскульта.
На современном Западе что-то слышали о Достоевском и даже печатают комиксы по мотивам «Преступления и наказания», однако широко популяризировать у себя Сергея Булгакова или его тёзку Левицкого, конечно же, не станут. Россия – не Запад (или всё ещё не Запад), своих философов понемногу издаёт, но и у нас мода на цитаты из их трудов, по всей видимости, увы, проходит. И это неудивительно: в эпоху тотального социал-дарвинизма, мягко говоря, не вполне актуально звучат сентенции Сергея Левицкого, его учителя Николая Лосского и других русских философов-идеалистов («соборян, «солидаристов», «христианских социалистов» и пр.).
К примеру, рассуждая о ценности отдельных индивидуумов и их объединений в «коллективные личности», Левицкий заявляет: «Разумеется, нации суть коллективные личности, прагматически значимые лишь в нашу эпоху... В пределе наиболее объемлющей коллективной личностью является человечество как целое. Однако человечество существует пока более в идее, чем в действительности. Соборная личность человечества находится ещё в процессе своего воплощения... Единственная коллективная личность, обладающая полнотой личностного бытия, не только историческим, но и мистическим бессмертием, есть церковь. Реальное и безусловное, а не номинальное и внешнее объединение человечества во вселенский духовный организм может совершиться только через церковь». Левицкому своеобразно вторит Булгаков: «...пред христианским сознанием становится задача преемственной работы над исторической плотью человечества для преобразования её по духу христианских настроений и заповедей, покуда ей суждено расти и зреть, до «полноты времён»...».
Не похоже, что «соборная личность человечества» сколько-нибудь приближается к своему «воплощению» и к «полноте времён» (если, конечно, не подразумевать под этим пресловутую глобализацию). Скорее, наоборот, антагонистические тенденции в мире нарастают, передел сфер влияния (экономического, геополитического) продолжается, обильно омываясь человеческой кровью.
Как бы там ни было, всё написанное лучшими русскими мыслителями, будем надеяться, ждёт своего часа и на пути к вселенской гармонии сослужит свою высокую миссию.
В новое издание Сергея Левицкого вошли три книги: «Основы органического мировоззрения» (1947), «Трагедия свободы» (1958) и «Очерки по истории русской философской и общественной мысли» (1968).
Гораздо более известный у нас Сергей Булгаков представлен сборником глубоких, оригинальных, давно ставших классическими статей под общим заголовком «Два града».