Выдающаяся певица, солистка Большого театра, народная артистка СССР, обладательница красивейшего сопрано Маквала КАСРАШВИЛИ отмечает юбилей. Начало карьеры певицы на сцене Большого театра состоялось с выдающимся оперным режиссёром Борисом Покровским, в первом дебюте (Татьяна, «Евгений Онегин») – встреча с великим музыкантом и дирижёром Мстиславом Ростроповичем; потом в работе над незабываемой постановкой «Отелло» – за пультом знаменитый Евгений Светланов!.. Какой молодой певец может об этом мечтать?! Юбилярша считает, что это – подарок судьбы! А вот чем запомнился больше всего этот знаменательный для певицы год, она рассказала «ЛГ»:
– Конечно, для меня самое большое событие – это открытие Большого театра. И не только для меня, и не только для нас, старожилов этого дома. Для всех в России, да и во всём мире это событие вызвало ажиотаж и интерес. Когда мы вошли в первый день в наш замечательный Большой театр, был восторг и радость от того, что мы вернулись! Мы столько лет ждали! Мы хотели наконец-то почувствовать дух сцены, дух зала Большого. Мы были очень счастливы…
– Как готовилась программа вашего юбилейного вечера?
– Я хотела, чтобы в этом концерте принимали участие мои друзья, мои коллеги и молодые солисты. Да и у моих друзей тоже было желание выступить и своим присутствием поздравить меня. Я очень счастлива, что в этом концерте пели Паата Бурчуладзе, Зураб Соткилава, Елена Зеленская, Анна Аглатова, Динара Алиева, Михаил Казаков, Олег Кулько – все наши ведущие солисты и молодые звёзды.
– Расскажите о ближайшем таком мероприятии.
– Это фестиваль «Кремль музыкальный», основанный Николаем Петровым, который, к сожалению, ушёл от нас. Я имела счастье с ним дружить и выступать вместе с ним. Поэтому его уход для всех нас, его друзей и почитателей, – огромная потеря. На «Кремле музыкальном» вечер 22 апреля посвящается его памяти. Он был великий музыкант, пианист высочайшего таланта. И для нас, солистов Большого театра, выступить на этом фестивале – огромная честь.
– В эти апрельские дни телеканал «Россия – Культура» вспоминает Николая Петрова серией уникальных концертов с его участием (16, 17, 18 и 19 апреля). Какое ваше любимое произведение в его исполнении?
– Я думаю, Прокофьев, фортепианный концерт.
– Вы часто признаётесь, что не мыслите своей жизни без пения. А что для вас явилось самым трудным в постижении вокального искусства?
– Если у меня появлялись какие-то сложности, я всегда прислушивалась к мнению моих старших коллег, таких как Вишневская, Архипова, а они всегда следили за моим развитием и вовремя подсказывали, если что-то не так. Я просто всегда к ним обращалась. Всю жизнь я училась и контролировала себя, очень самокритично к себе относилась. Может быть, это и повлияло на то, что у меня каких-то заметных провалов в творчестве не было. Но это, с моей стороны, – очень смелая заявка!
– Как вы относитесь к стремлению привлечь всё большую аудиторию к почитанию оперного искусства?
– Очень, очень положительно. Раньше у нас, да и во всём мире не нужно было популяризировать оперу. Говорят, правда, что это искусство доступно только избранным, но я не могу согласиться с этим… Очень хорошо, что есть у нас канал «Культура», который освещает и транслирует многие оперные постановки, и ведь есть люди (и их много), которые любят, которые жаждут увидеть трансляции опер из разных оперных театров мира. Цикл «Большая опера» прекрасен. Во-первых, потому что в жюри известные певцы и большие знатоки оперы; во-вторых – это сделано очень красиво; в-третьих, мы редко видим молодых, а эта программа даёт возможность узнать их поближе благодаря многочисленным интервью. Выходила она в такое удобное время, когда люди сидят у телевизоров, слушают и смотрят. Так что, думаю, это очень хорошее начинание, хорошее дело!
– Несколько лет вы сочетаете творческую и административную работу. А в закулисье бывают разные моменты. Что вам чаще всего помогает в трудных или неоднозначных моментах работы с певцами?
– Я видела примеры и хорошего, и плохого. И, естественно, придерживаюсь первого, например, как руководил оперной труппой Анатолий Орфёнов: любить солистов, выслушивать их просьбы, давать им советы, если они, конечно, об этом просят. Я всегда готова помочь абсолютно всем солистам. И, главное, – их нужно любить и лелеять, относиться к ним очень осторожно, потому что любой творческий человек очень раним. Если чуть-чуть не вовремя ему что-то резко сказать, человек может замкнуться.
– Вы прожили в родном для вас Большом театре целую жизнь! Откройте секрет вашего успеха, долголетия в вокальном мастерстве.
– Знаете, наверное, надо жить своей профессией… Надо её просто любить! Творческому человеку нужно отказываться от многого и всё без остатка отдавать ей. Всё время развиваться, трудиться. Конечно же, есть какой-то божий дар, как написано – намеренное долголетие. Правда, 46 лет творческой карьеры, – это, как мои друзья говорят, уже надо заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Это большой комплимент для меня… Но всё же я – постоянно в поиске, в желании совершенствоваться и держать себя в форме. Отдыхать – по возможности, уметь расходовать свою энергию рационально…
Беседовала