СЕМЬ НОТ
Никаких сожалений по поводу исчерпавшего себя наконец музыкального сезона 2006/2007 года я лично не испытываю. Серенький, ничем не примечательный, с бедной фантазией и, видимо, такими же возможностями филармонических менеджеров, с одними и теми же именами исполнителей и, как водится, с одними и теми же программами. Афиши с извещением об исполнении Николаем Луганским Концерта ‹ 3 Сергея Рахманинова меня уже пугают. Единственное исключительное событие – XIII Международный конкурс имени
П.И. Чайковского. Такой мощный аккорд в завершение подёнщины – явление не частое. И многообещающее. Новые имена всегда привлекают. Хотя справедливости ради надо заметить, что многие из них проживут ярко и памятно только эти три недели июня. Куда они деваются потом – непонятно. Возможно, что-то прояснит затеянный филармонией цикл «Играют лауреаты конкурса Чайковского». Те, что уже сыграли, ничем не удивили и не порадовали, лишь ввергли в печаль.
Да, исполнительская доля нелегка и не каждому удаётся долгие годы поддерживать заявленную на авторитетном музыкальном конкурсе репутацию. На моей памяти из пианистов никогда не разочаровывали слушателей лишь двое из ныне здравствующих – народные артисты России Григорий Соколов и Михаил Плетнёв. Уж кому что дано: одни с младых лет, надув щёки, заседают в Кремле, обдумывают, видите ли, как развивать искусства, а другие, не заседая, их по-настоящему и развивают.
В России, слава богу, нет недостатка в талантливых музыкантах. А вот менеджеров таких же способностей явно не хватает. На протяжении сезона самое гуманное учебное заведение страны – Московская государственная консерватория
им. П.И. Чайковского (и уже только за эту миссию её пора капитально отремонтировать) – позволяло небогатой столичной интеллигенции, преимущественно учителям, а также студентам и школьникам бесплатно посещать концерты своих воспитанников и преподавателей. Прекрасная традиция. И подлинное спасение для тех, кто жить не может без музыки, но и заплатить за билет в зал Чайковского или БЗК не в состоянии. Я тоже стараюсь не пропускать студенческие концерты по той простой причине, что здесь всё настоящее: волнение, искренность, старания, эмоции. Иногда всего этого слишком много. Не беда! Зато и исключительно интересных выступлений тоже немало. Почему многочисленные столичные симфонические оркестры так редко играют с молодыми исполнителями? Только что завершился традиционный Пасхальный фестиваль с замечательным коллективом Мариинского театра. Много было любопытного, но симфоническая программа на этот раз оказалась бедной. Почему было не открыть новое имя? Оркестр с таким опытом и таким исключительно талантливым художественным руководителем, как Валерий Гергиев, вполне мог себе это позволить. И Пасхе подобный поступок был бы угоден, не говоря уже об отечественной музыке.
Когда-то считалось престижным просвещать учащуюся молодёжь. Помню, что оркестр Евгения Фёдоровича Светланова долгие годы дружил с МГУ. Но только один, к сожалению, такой оркестр. А у нас, между прочим, в большинстве областных центров сидит по симфоническому коллективу. Сетуем на образование. Справедливо. Даже президент страны отметил, что уже не каждый молодой человек способен внятно выговорить фразу. Да ещё без мата. А многие напрочь забыли, что такое падеж и склонение по падежам. Так, не утруждая себя, и выражаются. То ли ещё будет. Почему бы в духе времени экономически не заинтересовать большие оркестры работой с молодыми исполнителями и вообще с молодёжью, не устраивать в крупных городах бесплатные концерты для учащейся молодёжи хотя бы раз в квартал? А уж как бы могли украсить их способные воспитанники ЦМШ или консерваторий, и говорить нечего. Для этого в Федеральном агентстве по культуре должен объявиться хотя бы один любознательный человек. Какие безумные деньги тратит только столичное правительство на бездарные попсовые затеи, на строительство зданий для давно уже и не работающих, и не соображающих режиссёров, для никому не нужных бесконечных городских праздников. Зачем?
Отсутствие всякой профессиональной навигации в музыкальной жизни обездоливает талантливых исполнителей, живущих и работающих не в столицах. Вот редкий московский гость, хоть и живет неподалёку, пианист Евгений Михайлов. Преподаёт в Казанской консерватории, народный артист Татарстана, победитель многих престижных международных конкурсов. Плодотворно и блестяще работает. Умудряется совмещать учебное и концертное расписания: не каждому, между прочим, дано. Предлагает очень интересные программы. Только что сыгранный в Петрозаводске сольный концерт свидетельствует об огромных возможностях пианиста и превосходной форме. То есть слушать надо сейчас. Михайлов уже что-то знает про возраст и потому удивительно подвижен. Его трудно застать в Казани, зато можно обнаружить то в Южной Америке, то в Китае, то в нашем Владикавказе. Только не в Москве. В чём дело? И кто должен об этом подумать?
Не первый сезон работает с одним из лучших симфонических коллективов России – Новосибирским симфоническим оркестром – пианистка Наталья Талдыкина. Лауреат многих международных конкурсов, воспитанница местной консерватории, училась у профессора Мери Лебензон. Каждое выступление пианистки отмечено яркими личностными качествами: она не только безупречно владеет техникой, чем никого уже не удивишь, но исчерпывающе ясно, убедительно выражает собственные мысли. Соавторство с композитором всегда очень достойное, отмеченное и серьёзными размышлениями, и кропотливой вдумчивой работой. Конечно, с формальной точки зрения у неё всё замечательно, но только с формальной. Любому одарённому музыканту нужна столица: и слушатели более искушённые, и критика не дремлет. Ещё чеховские сёстры накаркали: в Москву, в Москву... И в Москве кто-то должен об этом помнить.
Большая Россия, и талантливых людей в ней всё ещё много. О них надо заботиться. Как ни просто звучит эта мысль, а в головах наших чиновников не укладывается. Лучше десять раз поменять этих бумажных «менестрелей», чем потерять одного способного музыканта.