Выставка под загадочным, а то и пугающим для многих названием «Decode: прикосновение к цифровому искусству» была впервые предъявлена городу и миру в Лондоне в конце 2009 года. Прошлой осенью её можно было наблюдать в Художественном музее Академии изящных искусств в Пекине, а сейчас, во многом благодаря поддержке MTC, к колдовским изобретениям contempopary art`а способны не только прильнуть, но и прикоснуться и москвичи. Причём прикоснуться в прямом смысле этого слова. Ведь большинство экспонатов, разместившихся в Центре современной культуры «Гараж», – это не просто произведения искусства в привычном для нас формате. Это действительно новое, технически очень сложное искусство, создаваемое на основе последних достижений в области ультрасовременных технологий.
Участников выставки объединяет возраст: за редким исключением всем им по 30 с небольшим. А вот место жительства и род основных занятий здесь впечатляют невиданным «разбросом». Наряду с профессиональными художниками (например, Рафаэлем Лосано-Хеммером из Мексики или Сашей Пофлеппом из Германии) наличествуют японский композитор электронной музыки Риодзи Икеда, профессор Стэнфордского университета в области вычислительных расчётов Сеп Камвар, британский клипмейкер и рекламщик Джеймс Фрост; есть «наработки» целой группы программистов (коллектив Everyware из Кореи), а также доцента факультета машиностроения и авиакосмической промышленности Сеульского национального университета Хунву Банга.
Творчество одних заключается в «визуальном переложении изолированных процессов» (Кейси Рис, США), другие «создают интерактивные, отзывающиеся на изменения окружающей среды инсталляции, в которых исследуются динамичные взаимоотношения архитектуры, людей и технологий» (Даан Розегаарде, Нидерланды), в основе практики третьих «лежит работа с компьютерным кодом и открытыми технологиями open-source» (немец Карстен Шмидт, более известный под псевдонимом Toxi), четвёртые «специализируются на «порождающем» дизайне и программировании и проектируют виртуальные среды, которые способны на основе кода, но в то же время произвольно создавать абстрактные и иные образы» (норвежец Мариус Ватц).
Интересы «декодеров» поистине разнообразны: они исследуют отношения между природой и новыми технологиями, занимаются сбором данных из крупных сетей, пытаются найти творческое применение алгоритмов для создания движущихся изображений и динамической анимации, зацикливаются на программировании сред с эффектом полного присутствия, а то и стремятся ни много ни мало переосмыслить взаимодействие людей с технологиями и друг с другом.
В качестве «кистей и красок» здесь также используются поистине все достижения цивилизации. Фотография, кино, музыка, Интернет… Робототехника, проекции, кинетика, мобильные телефоны и сенсоры и так далее, вплоть до цифровых визуализаторов.
Если вы думаете, что в «Гараж» привезли машины и механизмы, созданные мало кому ведомыми, непризнанными кустарями-одиночками, то будете глубоко не правы. Многие из них – персоны знаменитые. Кто-то стал дизайнером года, как Даниэль Браун, которого таковым назвал в 2004 году Лондонский музей дизайна, кто-то, как Джошуа Дэвис из Нью-Йорка, ещё в конце 90-х превратился в культового персонажа в индустрии веб-дизайна, а кто-то, как американец Джонатан Харрис, является обладателем трёх наград Webby, двух особых призов веб-ресурса Ars Technica и был назван молодым лидером 2009 года на Всемирном экономическом форуме. Серьёзные, успешные мужчины…
А вот умудрилась собрать всю эту разношёрстную компанию женщина – Луис Шеннон, куратор и замдиректора программы современного искусства Британского музея Виктории и Альберта, создав таким образом безумный, волшебный и прекрасный мир, в котором невиданные цветы растут и тут же увядают, звучит райская музыка, зеркало навсегда запоминает облик любопытных зрителей, всеми цветами радуги переливается фейерверк, огромный одуванчик из-за направленного на него фена легко обнажается и тут же вновь одевается в свои белоснежные одёжки, а сотни тысяч самолётов-невидимок, пролетающих над Северной Америкой, создают замысловатые узоры.
И, видимо, это тот самый мир, в котором нам предстоит жить в будущем.
Выставка продлится до 10 апреля