Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Добродушная эпоха

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Богема (от франц. boheme, то есть цыганщина) – интеллигентная беднота, преимущественно художники, артисты и литераторы. В Средние века цыгане, народ бродячий, народ-изгой, считались выходцами из Богемии (Чехии). Сам термин пущен в ход писателем Анри Мюрже, выпустившем в конце 1840-х годов книгу «Сцены из жизни богемы».
Из словарей

Кто из молодых людей в советское студенческое время не дворничал, не сторожил, не работал грузчиком, ничуть этого не смущаясь, даже бравируя? Считал ли он себя богемой? По сути – да. Порой сознательно, а иногда и неосознанно числя себя в рядах тех, кто внутренне свободен, пусть и не признан. Почему это так ценилось? Да потому, что «тогдашнее устройство жизни могло талант загубить, но превратить ничтожество, нуль, пустоту в нечто значительное, в фигуру, привлекающую общественное внимание, было не в состоянии». О тех славных временах и пришедших им на смену – новая книга известного писателя, автора знаменитого «Человека с аккордеоном». Анатолий Макаров вспоминает о тех домах, которые давали гостеприимное пристанище всему неординарному.

«Было демократическое заведение в старом московском «проезде», где можно было назначать свидания, как Маяковский, где принято было ужинать после спектакля, как Ливанов и Яншин, где не возбранялось читать, писать, обедать на полтора целковых и гулять на двести». Это о популярном некогда кафе «Артистическое», что располагалось напротив Московского Художественного театра. Ныне здесь фешенебельный ресторан «Cafe des artists». Место явно не для богемы.

Или: «вспоминая тот старый «Националь», я не без тайного удовлетворения думаю о том, что застал ещё тип людей, которые ощущали себя европейцами в самых неподходящих, в самых небезопасных для такого ощущения условиях». Юрий Олеша, Михаил Булгаков, Илья Эренбург. «Националь» выступал в качестве «героя» в произведениях Анатолия Рыбакова, Юрия Трифонова, Василия Аксёнова.

Да, в разговорах с друзьями А. Макаров позволял себе легкомысленные заявления, что «истинными моими университетами были кафе «Артистическое» и «Националь». Но «открытым образованию и знаниям человеком» он сделался благодаря Дому культуры гуманитарных факультетов МГУ. Театральные постановки студенческого театра МГУ на сцене клуба производили фурор в Москве 50–60-х! А помещался Клуб МГУ в ансамбле университетских зданий, в приделах бывшей домовой университетской церкви Святой великомученицы Татианы, покровительницы всех российских «студиозусов». Сейчас великомученица вновь воцарилась в своём доме.

А вот легендарный еженедельник «Неделя» с почти детективным сюжетом своего открытия, когда Аджубей добился издания через Хрущёва, минуя Суслова. Почему любили «Неделю» читатели? За яркие публикации, зачастую лишённые непременной тогда заидеологизированности. Например, знаменитая дискуссия о бардовской песне. А почему любили «Неделю» писатели? «Писательство – дело одинокое и вредное для психики. Особенно в период непризнания. Писателей надо любить». Там их любили.

А вот ещё одно московское место. «В 1968 году в Москве, на Васильевской улице, был открыт новый всесоюзный Дом кино, который без малейшего преувеличения можно назвать символом застойно-загульных, престижно-романтических семидесятых годов». Он обладал правом на закрытых просмотрах показывать многое из того, что для обычного зрителя навсегда оставалось за семью печатями. Его ресторан в 70-е стал самым модным местом в Москве.

В книге много замечательных страниц, имён, событий. В ней подлинный аромат минувшего, о котором мы так часто теперь тоскуем. Почему? Автор уверен: «Минувшая эпоха, при всей своей свирепости, на бытовом уровне была на редкость добродушна. Нынешняя, при всём своём декларированном демократизме, каждому безошибочно и неумолимо указывает его место».

Не обошлось, правда, без шероховатостей. Писатель Юрий Казаков упорно именуется Козаковым. Но, думаю, это не вина столь знающего человека, как Анатолий Макаров. Наверняка редакторы или корректоры напортачили. И это тоже привет нам из советского прошлого, где такие ошибки были величайшей редкостью, а сейчас – на каждом шагу. Остаётся надеяться, что повторное издание (а оно запросто может иметь место) явится к читателю и дополненным, и исправленным.

Александр ВАСИЛЬЕВ

Анатолий Макаров. Московская богема: История культовых домов. – М.: АСТ: Олимп, 2008. – 349 [3] с.

Обсудить в группе Telegram

Александр Васильев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS