Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Многоязыкая лира России

Добрый талант

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Ямиль Мустафин. Поджигатель: Рассказы, повесть. – Уфа: Китап, 2007.– 456 с.

Вот уже несколько дней я ощущаю душевный подъём от соприкосновения с чем-то чистым и истинным, нахожусь под впечатлением радостной находки: мне посчастливилось прочесть книгу «Поджигатель», изданную в Уфе издательством «Китап». Девятнадцать рассказов и повесть. Герои повествования не забываются, под их обаяние невольно подпадаешь, им сочувствуешь и сопереживаешь, хотя персонажи, исходя из психологических характеристик, – не люди, а звери, но автор сумел различить не зверя в человеке, как это теперь модно и престижно (рынок!), а человека в звере, и сделал это ненавязчиво, с большим вкусом и мастерством.
С пантеистических позиций, пристально вглядываясь в жизнь во всех её триумфальных и трагических проявлениях, Ямиль Мустафин в своей новой книге будит в людях «разумное, доброе, вечное», обращается к их сознанию и подсознанию со страстным призывом беречь любовь – к зверю, к человеку, к Богу...
В наше суетное, жестокое время полной утери нравственных ориентиров, культа насилия и вульгарного потребительства, среди выкрутасов поп-культуры и зомбирующих общество массмедиа воистину целебным бальзамом ложатся на сердце тихие, непритязательные, мудрые рассказы Ямиля Мустафина, известного башкирского писателя, пишущего на русском языке, счастливо избежавшего соблазнов эпатировать общество очередным растабуированным сюжетом или словосочетанием.
Автор прошёл суровую школу жизни, он не понаслышке знает, почём фунт лиха – работал слесарем, токарем, кузнецом, окончил два института, жил и служил в Уфе, Тайшете, Порт-Артуре, Москве. Его незаурядную литературную одарённость рано заметили и отметили такие взыскательные художники, как Виктор Астафьев, Мариэтта Шагинян, Сергей Алексеев, Александр Михайлов, Сергей Наровчатов, Сергей Образцов, Марина Прилежаева, Гумер Баширов, Кайсын Кулиев. Творчество Ямиля Мустафина обширно и многогранно, он автор ряда талантливых книг («Суровое детство», «Голубая лошадь», «Лови синий цвет», «Сибирское чудо», «Чувства добрые», «Мост» и др.), но больше всего привлекают его рассказы о животных – удивительно точные, лаконичные и добрые.
Русская литература известна своими давними благородными гуманистическими традициями не только в человековедении, но и в анималистике – достаточно вспомнить толстовского Холстомера, чеховскую Каштанку, купринского Изумруда, пришвинского сеттера или бунинского тигра. Приходят на ум и четвероногие герои Гавриила Троепольского, Бориса Житкова, Грина, Бианки, из заграничных – персонажи Джека Лондона, Мелвилла, Киплинга, Берроуза и многих других писателей, обращавших свои произведения к человеку, «ответственному за тех, кого он приручил» (Сент-Экзюпери).
Ямиль Мустафин не теряется в этой великолепной когорте – он говорит своим голосом, развивает тему без оглядки на авторитеты, и ему есть о чём и как рассказать читателю о «братьях наших меньших», по крылатому выражению Есенина. И везде характеры людей и зверей выпукло, рельефно и контрастно оттеняют друг друга, дают новое измерение извечным проблемам противостояния добра и зла, любви и ненависти, верности и коварства.
Не хочется пересказывать незамысловатые сюжеты рассказов о животных – они самоценны, выхвачены из гущи жизни, выстроены добротно и изящно, язык гармоничен и строг в отборе выразительных средств, автор нигде не бьёт на внешний эффект, но глубинное знание предмета, безошибочное чувство меры, зоркость глаза, пластичность и фактурность письма дают ему возможность в малом сказать о большом. Даже в откровенно натуралистических сценах, таких, например, как холощение жеребца, автору не изменяет художественный вкус, он не смакует детали, а с большим тактом заставляет нас возмутиться надругательством над животными, которое в жизни плавно перетекает в издевательство над человеком.
Ямиль Мустафин – писатель, сподобленный редкому умению самыми простыми средствами честного реализма достигать впечатляющих результатов. Приведу в качестве иллюстрации всего две цитаты:
«Ржание кобылиц словно подбросило жеребят, и они, стоя на дрожащих, широко расставленных ногах, неумело потянулись под животы матерей. Наконец они ухватились упругими губами за чёрные соски и начали немилосердно тянуть их. Молоко сначала закапало на язык, потом сладкой струйкой потекло в рот. Кобылицам было больно, но они терпеливо и влюблённо смотрели на коротенькие, счастливо подёргивающиеся хвосты жеребят» («Орлик и Гнедко»).
И ещё: «Мы приехали на дачу, когда цвела сирень, в лесах благоухали ландыши. Яблони, вишни сбрасывали белые лепестки, обснеживая вокруг землю, одуванчики осыпали поляны тысячами маленьких солнц, над которыми, тренькая и мелодично звеня, носились тысячи насекомых» («Родословная»).
Вот так плотно, ёмко, правдиво и поэтично пишет Ямиль Мустафин. Немногими точными штрихами он умеет нарисовать своеобычный психологический портрет героя, будь то кореец Лю Чин Фу, знаток коней Ханафий-агай, зловещий шорник Клим, в охотку кастрирующий жеребцов, или лощёный респектабельный Рафаэль Евлампьевич, мимоходом предавший четвероногого друга и травмировавший тем сердце ребёнка... Недаром некоторые рассказы Ямиля Мустафина стали хрестоматийными – они включены в антологию европейских писателей XIX–XX вв. Это рассказ «Лошади» (издательство «Прогресс», 1994 г.), а рассказ «Дикарка» был признан английским журналом «Аргази» (Лондон) в 1969 году лучшим зарубежным рассказом о животных.
В заключение – мой добрый совет читателю: прочтите книгу Ямиля Мустафина – не пожалеете, вы словно глотнёте чистейшей родниковой воды после всяческих пепси и фант, ощутите истинную свежесть чувств и хоть на время смягчитесь душой, оглушённой децибелами рыночной пошлости в агрессивно-криминальном обществе «первоначального накопления капитала» (закон джунглей).
Земной Вам поклон, Ямиль Мустафьевич, за вашу любовь к четвероногим – а там, глядишь, найдутся спонсоры, умножат тираж вашей книги, и полюбим мы наших двуногих братьев, созданных, что ни говори, по образу и подобию Божьему...

Глан ОНАНЯН

Обсудить в группе Telegram

Глан Онанян

80-летний юбилей празднует Глан Онанян. Поэт, п... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В поездке

    06.06.2025
  • Россия – судьба моя

    02.06.2025
  • Невод забрасывая в неба глубину

    31.05.2025
  • Единственный рассвет

    23.05.2025
  • Стихия красоты

    18.05.2025
  • Чарав

    137 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Заблудилась в звёздном поле...

    108 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Проникновенные лучи

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS