Сезон 2011–2012 гг. МХАТ им. М. Горького завершает премьерой Т.В. Дорониной по пьесе Евгения Шварца «Тень». Спектакль получил название «Не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца…» (фраза из сказочного завещания короля принцессе), что в очередной раз подчёркивает идейную установку театра – мы утверждаем «жизнь человеческого духа», и выводит мысль автора, запрятанную в пьесе, на ведущие позиции.
Спектакль Дорониной не оставляет сомнений – театру дороги те моральные установления, на которых зиждется личность автора пьесы, которые вошли как безусловный нравственный кодекс в суть его творений и которые обязательно составят (писатель верил в это!) нравственный фундамент будущего человечества.
Силой своего необычайного искусства Евгений Шварц стремился облагородить мир людей, и потому так важно сегодня, в пору крушений многих основополагающих ценностей мировой культуры, обращение к его творчеству.
Приступая к работе над пьесой, Т.В. Доронина хорошо понимала не только, какой выбор сделан театром, но и то, каких недюжинных затрат – интеллектуальных, творческих, финансовых – эта работа потребует. По её убеждению в наше разрушительное время именно этот спектакль способен подтвердить принципиальный курс МХАТа им. М. Горького на созидание во имя торжества красоты человеческой личности. В этом свете особое значение имела задача правильного выбора формы спектакля. История постановок «Тени» на советской сцене (а их было немало) давала интересные примеры, но не в них искала Доронина подсказку. Ёй важно было поймать свою «искру вольтовой дуги», найти то, что внутренне притягивало её талант к особенностям личности и дарования автора пьесы. И она нашла эту точку соприкосновения. Почти детская чистота и ясность её души легко слились с душой удивительного писателя-сказочника. Как режиссёру ей удалось уловить ту мелодию воспроизведения жизни, которая передавала именно состояние души писателя, отражённое в пьесе. Внутренняя же правдивость его с непреодолимым желанием прорыва к свету истины, словно эхо согласия отозвалась в сердце воительницы Татьяны Дорониной, многие годы ведущей нескончаемый праведный бой за дело своей жизни – русский театр.
По воспоминаниям современников, «Шварц всё делал смело, вдохновенно, на полную мощь таланта». Не это ли особенно любим мы как ведущую черту в творческом почерке Татьяны Дорониной?! Конечно! И она с отвагой и искренней детской прямотой, словно бесстрашная девочка-героиня не одной пьесы Шварца, с головой окунулась в «мир Шварца», полагавшего, что жизнь и есть чудо. Уход от прямой действительности в отвлечённость сказочного мира был для писателя необходим: только там он жил и дышал легко и свободно, только там мог выразить открыто и ясно своё жизненное кредо.
Доронина восприняла это мир как свой. Она избрала формой спектакля прекрасную сказку, заполнив сказочный мир той истиной красоты, где всё – нравственная высота героев, красота интерьеров, волшебная прелесть костюмов, страшное уродство нечисти, – всё становилось театральной реальностью, которая силой художественного образа попирала кичливую ложь и открывала правду жизни.
Музыка, прекрасная музыка, ещё пока не открылся занавес, вводит нас в эту сказку. Яркая, лёгкая, беспечная, сказка шумно заполняет пространство зала, играя, заглядывает зрителю в глаза, веселит его и ласкает, увлекая и заставляя поверить в реальность происходящего. Затем действо переходит на сцену и вводит вас в «святая святых» – чертог Учёного. Его жилище, открывшееся залу, небольшая, уютная комната, освещённая лунным светом, насыщает таинство происходящего в жизни героя поэзией мечты, и здесь, в этом волшебном мире, особенно захочется победы величия и счастья любви. Учёный (М. Дахненко), молодой, озарённый внутренним светом – сделать весь мир счастливым! – прекрасен. Изящная стройность его фигуры, одежды из давнего мира, светлое, оттенённое особой мягкостью доброты лицо. Этот чистый, просвещённый и милый творец поведёт нас лабиринтами сказочной жизни, ткань которой вдруг разорвётся, натолкнувшись на злую жестокость реальности. О, как больно будет учёному! И зрителям, конечно.
И всё же сказка восторжествует, как и положено шварцевским сказкам! Ложь, запрятанная в сердце принцессы (Н. Медведева), неспособной к Любви, не сможет удержаться во власти над людьми. А Учёный, пройдя через тернии казни, воскреснет, и к радости праведных увидит победную прелесть влюблённого сердца отважной Аннунциаты (Е. Коробейникова).
Дорониной особенно близки важнейшие темы сказок Шварца – борьба светлого и тёмного начал, непримиримость человека чистого и честного – с нечистью, нравственная высота его гуманистического идеала.
Тонко, исключительно бережно решает она сложнейшую задачу внутренней борьбы персонажей шварцевской сказки.
И, если откровенных мерзавцев побеждает посредством «меча» и «шпаги», то есть разящего юмора драматурга, то с персонажами, наделёнными особой сложностью характера, такими как, к примеру, Доктор или певица Юлия Джули (Е. Кондратьева), режиссёр работает придирчиво, скрупулёзно, выявляя множество полутонов, составляющих образ героя.
Доктор в исполнении Валентина Клементьева – особая удача постановки. Он одарён неисчерпаемой человечностью, он, наряду с высокими достоинствами, не лишён и крупных недостатков. Ну, как можно было отдать «Живую воду» в руки властителей?! А он отдал и оправдывает себя тем, что у него большая семья и ради неё он не пошёл «на принцип». В исполнении Клементьева это «не портит» Доктора. И в этом огромная заслуга прекрасного актёра. Да, это отсвет той тени, которая живёт в каждом из нас и которая вместе с лучшей твоей половиной и составляет тот «сосуд», который и называется «человек».
Дорониной удалось создать в спектакле ту атмосферу чудесной загадки, которая так украшает пьесы Евгения Шварца.
Пожалуй, самое дорогое, что отличает постановку нынешнего дня этой знаменитой пьесы Шварца, это умение режиссёра оживить в спектакле тот круг ассоциаций, которые дают возможность говорить о вполне современных, и острейших на сегодня, вещах нашей непростой жизни.
Образ Тени (М. Кабанов) в спектакле Дорониной многолик, сложен, изменчив, коварен, порой простодушен.
Мысль автора, воплощённая в спектакле, возможно, реализована не до конца. Ведь известен же факт биографии Евгения Шварца, когда в дарственной надписи на томе первого издания своих пьес он поставил предельно лаконичное и многозначительное: «Шварц, человек, тень».
В спектакле Дорониной мы увидели зловещую Тень нашего жестокого и беспощадного времени, порой торжествующую, но всё же отступившую, вынужденную считаться с принципиальной решительностью праведных, нравственно чистых и смелых людей. Мы увидели восхитительную красоту доброго к людям мира. Мы почувствовали силу и могущество красоты, достойной человека.