Недавно, с большим удовольствием и любопытством, посмотрела в Московском еврейском театре «Шалом» ни на что непохожий спектакль, созданный по голландской литературе, под названием "Добрый Властитель Быков", явно украсивший своим появлением и без того насыщенный театральный репертуар. В этой оригинальной, запоминающейся постановке, благодаря мощному театральному языку, успешно соединяются игра и трагедия, весёлое и грустное, страшное и лёгкое, музыка и ирония над самими собой, любовь и ненависть, надежда, оптимизм и мрачные, упаднические настроения. Всё это, словно вкусное блюдо из разных составляющих, дополнено и приправлено солидной литературной основой, сильной режиссурой, достойной актёрской игрой.
«Добрый Властитель Быков, спаси наши несчастные воскресенья – маленький Томас Клоппер перепутал слова молитвы!» - строчка из этого непростого спектакля, основной лейтмотив которого – семейное насилие, от которого страдают и дети, и взрослые. Или, вот: «Чтобы стать счастливым, надо перестать бояться…», «Тот, кто бьет свою жену, тот бесчестит себя!»
Спектакль был поставлен режиссёром-педагогом Школы-студии МХАТ Сашей Золотовицким, вместе с выпускниками Мастерской В.А. Рыжакова. Именно поэтому, в нём - много неимоверного драйва, динамики, впечатляющей хореографии, искреннего актёрского самовыражения. А болезненные темы человеческой жестокости подаются нам, приправленные «соусом» из юмора и самоиронии. Надо отметить, что на практике, студенческие спектакли забываются после выпуска курса, но оказывается, бывают и исключения. Театр «Шалом», вместе с режиссёром и вчерашними студентами Школы-студии МХАТ, а сегодня - артистами еврейского театра, заново собрал и представил на своей сцене это, столь полюбившееся зрителям, творческое действо. При всём при этом, данную работу никак нельзя назвать «студенческой», перед нами – абсолютно профессиональная постановка, где актёры полностью выкладываются на все сто, надолго оставляя добрый, светлый след в наших сердцах.
Саша Золотовицкий – молодой, талантливый, перспективный, но уже громко заявивший о себе режиссёр, который не боится браться за сложные материалы и за «неудобные», непубличные темы, он уверен, что об этом - обязательно необходимо говорить, не замалчивая такие проблемы, не пряча голову в песок. За плечами начинающего мастера - режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская О. Кудряшова) в 2023 г. и актерский факультет Школы-студии МХАТ (мастерская Д. Брусникина) в 2019 году.
Как мы узнаём из описания к премьере, новый спектакль «Шалома» предназначен для всей семьи. Он незаметно, шаг за шагом, погружает нас в удивительный, часто фантазийный мир 9-летнего Томаса, который живёт в трудное время и в непростой семье, а его детство нельзя назвать беззаботным, безоблачным и радостным. Известно, что наше мировоззрение, характер и отношение к окружающей действительности, формируются у нас в раннем возрасте, под воздействием внешней среды. Но несмотря на повсеместную безысходность, мальчик остаётся неугомонным и любопытным, а в чём-то и наивным, простым ребёнком, пусть и регулярно сталкивается с жуткими проявлениями внешнего, порой злобного мира. Это - история о «необычном» школьнике, который был воспитан в атмосфере жестокости и запретов, но остался открыт людям, по-прежнему улыбаясь каждому дню, поборов свой страх, что всем нам сделать сложнее всего. Уверена, главная задумка спектакля - даже несмотря на трудное детство, можно стать счастливым.
Основа постановки - «Книга всех вещей» Гюса Кёйера, вышедшая на русском языке в 2013 году. Писатель — лауреат международной премии памяти Астрид Линдгрен и живой классик нидерландской литературы, автор множества повествований для детей и подростков. К своему стыду, об этом издании мне раньше было неизвестно.
Главную роль Томаса исполняет молодой, действительно талантливый актёр Константин Фридовский. Его герой уверен, что никто из окружающих не видит то, что видит он, и не думает так же, как он. Мальчик обожает свою красивую, женственную маму, прислушивается к ней и всегда страдает, когда видит, что приходится переживать его самому близкому человеку, пытаясь всеми своими детскими силами спасти её. Несмотря на домашние кошмары, школьник находит в себе мужество видеть в жизни хорошее, искать вокруг какой-то свет, а ещё - впервые влюбиться в такую же неординарную, странную соседскую девочку, как и он сам. Согласитесь, подобной способности и гибкости характера Томаса - не хватает многим современным взрослым.
У мальчика почти нет друзей, чаще всего он проводит время в одиночестве, среди многочисленных книг, или в мечтаниях о своей возлюбленной, живущей неподалёку, пишет ей письма. Достаточно неоднозначен образ старшей сестры Томаса, Марго (актриса Александра Ахметзянова). Девочка сначала кажется нам абсолютно равнодушной к происходящему у них дома, за закрытыми дверями, постоянно нарочито хохочет, выглядит «простушкой» и не участвует в семейных делах. Так происходит до рокового эпизода, где она, наконец, срывается, плачет и начинает угрожать отцу-тирану ножом. Но зрителю сложно понять, точно ли ей всё это время была безразлична обстановка в семье, или она просто ловко умела прятать свои эмоции, под маской равнодушной хохотушки? А может, Марго очень любила папу, и до конца не могла смириться с его чудовищным характером и образом жизни, не признавала в нём бессердечного негодяя и труса?! Ответ на этот вопрос каждый зритель найдёт для себя сам. Однако, в один прекрасный момент, образ Марго в глазах гостей спектакля резко меняется, она, наконец, «восстаёт» против того, кого, казалось бы, любила больше всех на свете.
Самый обсуждаемый персонаж «Книги всех вещей» и один из главных героев премьеры — религиозный фанатик, отец семейства (актёр Тимофей Бенедиктов). Этот образ тоже сыгран актёром блестяще, ведь под конец вечера, его на самом деле начинаешь люто ненавидеть. Весьма показательна сцена, где папа безжалостно бьёт сына. Извечные вопросы религии, соблюдения, безусловной веры в Б-га, в сочетании с преступными поступками человека, тема, в которую мне не хотелось бы сейчас углубляться, проходят красной нитью — по всему сюжету.
На протяжении всего сценического действа, зрители также невероятно сочувствуют матери мальчика, её замкнутой жизни с мужем – абьюзером, который регулярно поднимает на неё руку, её слабому характеру, неуважению, прежде всего, к самой себе и неспособности открыть глаза на происходящее, а может, наконец, и вырваться из домашней тюрьмы, спасти из неё не только себя, но и своих детей! Что это - слабохарактерность, страх остаться одной, финансовая зависимость от тирана, «синдром заложника», или просто — слепая любовь? Рассуждать об этом можно долго. Одну из ведущих ролей спектакля, отлично исполнила новая для меня актриса, утончённая Евгения Мугайских: «Мама, а ты счастлива?» - спрашивает её отпрыск, после очередного семейного скандала и избиения. «Да, сынок, ведь у меня есть ты…» - со вздохом отвечает уставшая женщина.
Часто, Томас прячется от домашнего ада у соседки, доброй старушки, пытающейся сделать всё возможное, для помощи соседской женщине и её детям, в сложившихся обстоятельствах.
Мудрая волшебница, колдунья, какой она кажется окружающим, даёт Томасу хорошие книги, разговаривает с ним о самом откровенном и всячески поддерживает. Несомненно, образы «злодеев» даются актёрам гораздо тяжелее, чем воплощение на сцене судеб положительных героев. Благо, актриса Дарья Дмитриева, а по сценарию - Госпожа ван Амерсфорт, на все пять баллов справилась с этой задачей. Эффектная, ироничная, умная, справедливая, с доброй хитринкой в лукавых глазах – она заставляет себя уважать, выполняя волнительную, но такую важную, спасительную миссию, с многочисленными препятствиями. Остальные роли, как мне показалось, были второстепенны, хотя и привлекали зрительское внимание.
Отдельно хочется рассказать и о декорациях к спектаклю, которые мне тоже очень понравились. На сцене была виртуозно создана раритетная, аутентичная, старинная атмосфера середины 20-го века, «бабушкиного чердака», послевоенная Голландия. Все эти диковинные предметы и аксессуары, мысленно перенесли нас в эпоху тех далёких лет. Тщательно продуманы мужские и женские костюмы и причёски, уже забытые в наши дни, высокие каблуки на прекрасной половине человечества, изящные изгибы и элегантность нарядов, подчеркивающих женственность фигур их обладательниц, в послевоенном ретро - стиле, домашние элементы утвари из прошлого. За всё это, надо сказать отдельное большое спасибо художнику спектакля, Алёне Багринцевой, её деятельность — очень важна и нужна, для правильного восприятия зрителями времени, эпохи и атмосферы, в которые погружены герои.
И это всё - о достоинствах новинки. И их, несомненно, гораздо больше, чем крошечных минусов, которые заметила. Хотя и они, по большому счёту, легко исправимы, и их явно увидит не каждый посетитель "Шалома". К тому же, это - исключительно моё мнение, которое никому не навязываю. Один из этих, незначительных, как мне кажется, недостатков - отец семейства и Госпожа ван Амерсфорт - явно "переигрывают" главного героя постановки Томаса, перебивают тихого мальчика своей бурной энергетикой, активностью, целеустремлённостью, манерой общения, даже внешностью, соответственно, больше нам запоминаются. А ещё, в спектакль вставлено немало музыкальных номеров, которые совсем не гармонируют с привычной нам, винтажной обстановкой в спектакле, со старинными вещами, с благородной аурой европейского жилища, на какие-то минуты, резко вырывая нас из неё с корнем, заставляя моментально мысленно перестраиваться, а потом - вновь возвращаться обратно, в привычные комнатные стены. Признаюсь, столь частые изменения на сцене, неожиданные бурные танцы и дерзкие песни героев у микрофона - мешали полноценно и вдумчиво познавать, осознавать и воспринимать всю эту нелёгкую историю и её мораль, подобные "качели" - явно не для меня. Мне хотелось бы оставаться на протяжении всей премьеры — в привычной, будто бы антикварной обстановке, в прежних декорациях, с уже предсказуемым поведением сценических героев.
В конце своего рассказа, считаю необходимым добавить, что когда я ехала в этот, жутко дождливый вечер в любимый театр "Шалом", да ещё и без дочки, которая, по возрастным ограничениям, ещё достаточно мала, чтобы смотреть подобное, в голове постоянно крутилась мысль, а будет ли мне интересно и понятно то, что, в общем-то, как гласит описание к постановке, предназначено для детей?! Но оказалось, беспокоилась я об этом совершенно зря. Ведь с первых же минут начала "Доброго Властителя Быков", стало ясно, что всё - вовсе не напрасно, что этот показ - совсем не детский, а очень глубокий, сильный, затрагивающий даже у взрослых что-то очень личное, оставляющий массу незабываемых эмоций, чувств и впечатлений. Он моментально увлёк меня сюжетом, великолепной актёрской игрой, заставив сопереживать и сочувствовать, напрочь забыв о происходящем во внешнем мире, ни на минуту не давая скучать, поддерживая в приятном напряжении, до самого своего завершения.
Видимо, так и должно быть, когда смотришь классный, качественный спектакль, собравший в себя всю житейскую мудрость, накопленную за эти годы человечеством. Мои искренние, читательские, зрительские аплодисменты — всей команде его создателей!