Он поставлен по одноимённой пьесе Елены Исаевой и перемещает зрителя в конец 70 х годов ХХ века. Путешествие во времени не вызывает дискомфорта, советское прошлое не демонизировано, напротив, показано с явной симпатией. В той эпохе было всякое, но из нашего сегодняшнего дня хочется вспоминать только хорошее – счастливое детство и юность, добрые отношения между людьми, уверенность в настоящем и будущем.
Главные героини фильма – пятнадцатилетняя школьница Лена (Екатерина Гонтаренко) и её мама (Нонна Гришаева), документалист в ведомственной киностудии, живут вдвоём в обычной московской двухкомнатной квартире. Женщина рано овдовела и воспитывает дочь одна. Мать и дочь понимают друг друга, в их маленькой семье царят любовь и гармония. Лена всерьёз задумывается, какую профессию выбрать в будущем, мечтает стать знаменитой. Но на каком поприще? Девочка пишет рассказы, эссе, стихи. Собственно, пять её сочинений и легли в основу сюжета.
Первая новелла – «Как я ходила дарить куклу» – трагикомичная история пятилетней Лены, закаляющей свой характер. Расставаясь с любимой куклой, она учится дарить, ничего не ожидая взамен. Маленькая Алиса Прохорова сыграла свою роль естественно и трогательно. «Искусство и его создатели» – комедия положений про коллегу мамы, талантливого оператора Филю (Георгий Дронов), попадающего в истории из-за пристрастия к алкоголю. Маме приходится прятать нетрезвого оператора в подсобке от представительницы министерства и от собственной жены, разруливая назревающий скандал. «Жизнь, отданная людям» – рассказ соседки бабы Раи (Галина Петрова) о её военном прошлом, трудной послевоенной жизни, о предательстве и прощении. «Игоряшка» – про школьную любовь мамы. Девочка пытается помочь матери не замкнуться в себе после смерти мужа, вернуть ей радость и интерес к жизни. Лена даже находит давнего маминого поклонника Игоря (Александр Олешко), но счастливого продолжения истории не получается. «Как я стала Сирано де Бержераком» – о первой безответной любви самой Лены.
В сочинениях девочки-подростка реальные события и её личные переживания переплетены с фантазиями. Лену отличает добрый взгляд на мир, неподдельный интерес к окружающим её людям, не чужды ей юмор и самоирония. Главная удача фильма – искренняя проникновенная игра Екатерины Гонтаренко (дебют в полнометражном кино), полное соответствие образу и характеру. Нонна Гришаева не только воплощает на экране любящую маму, но ещё и замечательно поёт, исполняя роль взрослой Лены, ставшей певицей. Или это тоже выдумка уже не девочки, а пи¬сателя Лены? Как и мечты о той своей первой любви, мальчике Серёже, который взрослым мужчиной специально прилетит из Чикаго (!), чтобы попасть на её концерт. Что правда, а что вымысел – решать зрителю.
«Про мою маму и про меня» – настоящее семейное кино с лёгкой ноткой грусти и ностальгии снято в жанре драмеди, сочетающем элементы лирической комедии и мелодрамы. Режиссёр использует современные подходы как к визуальному ряду, так и к построению сюжетных линий. В ленте есть отсылки к стилистике яркого представителя независимого кино Уэса Андерсона, который любит обращаться к теме семьи, процессам взросления и поиска места в жизни, миру юношеских фантазий. Фирменный стиль Андерсона: ироничная отстранённость от реальности, яркие костюмы и цветовая гамма, съёмки крупным планом, акцент на интересных предметах, текстах, буквах, книгах, использование закадрового голоса рассказчика, литературность. Дмитрий Губарев удачно использует эти приёмы, не злоупотребляя ими.
Людмила Смирнова