«Вторым фронтом», заменившим обещаемый три года союзниками, называли бойцы Красной армии партизанское движение – 1,5 млн. штыков! Первый бой оккупантам дал отряд Василия Коржа, недавнего директора совхоза, на шестой день нашествия, 27 июня, под Пинском. 20 июля зафиксировано первое сообщение германского радио – на оккупированной территории Белоруссии действуют партизаны...
Минуло два года, как в стране был учреждён День партизан и подпольщиков – 29 июня. Но сами народные мстители, не спросясь властей, с 70-х годов собирались со всей страны на свой партизанский костёр в Москве, в Измайловском парке, где в годы войны готовились кадры для боевой работы в тылу врага. Высоченный был костёр, из крупного хвороста, горел так жарко, что все стояли поодаль, крýгом. Вспоминали павших товарищей, окликали узнанных живых, обнимались, сиживали в теньке на траве, по-партизански расставив чарки и закуску на пеньках и газетах. А нас, детей и внуков, отправляли «подальше от греха» – следить за костром, подбрасывать хворост.
Теперь костёр тоже был, но совсем небольшой, недалеко от сцены летнего театра, где шёл праздничный концерт для ветеранов-партизан.
О славных эпизодах народной священной войны и вспоминали ветераны. ТВ, представленное только каналами REN TV и кабельным – «Доверие», снимало сюжеты для новостных программ.
У Николая Сергеевича Елисеева, с июня 42-го участника боевых операций партизан Брянщины и Белоруссии, после войны – дипломата, берёт интервью молодая журналистка. Вопросы демонстрируют уровень школьных и вузовских познаний нынешней молодёжи о Великой Отечественной: «Чем отличаются солдаты от партизан? Кто шёл в партизаны и почему? Говорят, немцы вырезали и сжигали только сёла, замеченные в связи с партизанами?»
Николай Сергеевич терпеливо разъясняет: «У солдата – враг впереди. У партизана – с четырёх сторон, да ещё сверху – бомбардировщики. В партизаны шли и стар и мал, все, кто желал свободы и независимости своей Родине, себе. Оккупанты пришли как господа, хозяева. Начали с виселиц – для устрашения, с угона молодёжи в Германию на принудительные работы – с номерами на руках! А их тактика «выжженной земли» при отступлении не разбирала сёл по признаку «связи с партизанами». Какую же липу вам, ребята, подсовывают!»
Телевизионщики вскоре ушли. Ветераны и гости потянулись к палатке, где их кормили «партизанской кашей», а у костра никого не осталось. Он тихо догорал.
А основные каналы День партизан не отметили никак. Зачем – ветераны уходят, их совсем мало осталось...