Многие западные и прозападные киноманы обескуражены и даже, кажется, оскорблены тем, что заурядный во многих отношениях, к тому же нахально антикапиталистический сериал «Игра в кальмара» стремительно завоевал всю планету.
Воистину у Netflix нет ничего святого, ради денег эта кинопроизводящая компания, прокатывающая свои фильмы в Сети, способна на всё, даже на то, чтобы сделать кино, интересное всем людям. Ведь было так хорошо: повсеместно снималось только что-то правильное, отстаивающее правильные ценности, соответствующие правильным оскаровским стандартам, – лучшие из таких фильмов награждались на кинофестивалях, и вдруг… Видимо, произошёл сбой, недоглядели за бурно развивающейся во всех отношениях Южной Кореей. Сначала «Паразиты», и вот теперь «Кальмары», которые потрясли мир.
Первые серии особенного сочувствия не вызывали: актёры играют очень обыкновенно и история обыкновенная – гонки на выживание, соревнование, в котором выигравший получает всё, а проигравший всё теряет, и даже жизнь. Подобное и в кино, и на ТВ давно и много раз использовалось, начиная с «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», кончая телесоревнованиями типа «Слабое звено» или трамповского шоу «Кандидат» («Ты уволен») и многими фильмами.
И вправду всё очень обыкновенно, критики отмечают только пару-тройку неожиданных сценарных поворотов. А что же так задело сотни миллионов зрителей? Да то и задело, что «Игра в кальмара» отбросила привычную, уже много лет навязываемую тематику, этот сериал – не про проблемы меньшинств, которые согласно либеральному тренду и оскаровским стандартам заняли главенствующее место в кинематографе, а про проблемы огромной армии самых обыкновенных людей. Разорившихся и тех, кто боится разориться, – а их на земле подавляющее большинство, включающее в себя людей всех цветов кожи и любых сексуальных ориентаций!
Сериал «Игра в кальмара» не разделяет, он объединяет. Он не про глобализм или антиглобализм, он про гуманизм. Именно поэтому зрители, в отличие от многих критиков, не обращают внимания на некоторую искусственность сюжета и картонность некоторых героев, а примеривают на себя те страшные испытания, через которые они проходят, и те нравственные коллизии, которые перед ними встают.
Ради победы озлобленные, доведённые до отчаяния персонажи способны, как они полагают поначалу, на всё... А убить человека? Человека, который тебя спас? Собственную жену? И тут люди раскрываются неожиданно; оказывается, что многие – не могут и не хотят. А уверенно идёт к победе в этой страшной конкурентной борьбе только тот, кто наиболее подл и не остановится ни перед чем. Вот такая даётся модель развитого капитализма, продвинутой успешной экономики.
Кстати, меньшинства в сериале тоже есть: мигрант из Индии, беженка из КНДР... И несколько белых патрициев (кстати, тут оскаровские стандарты соблюдены, но это большой камень в огород глобального «Капитолия»), которые сверху наблюдают за кровавыми «гладиаторскими играми». Меньшинство, извлекающее выгоду из такого устройства мира, в котором представители большинства в конкурентной борьбе пожирают друг друга, попивая коктейли, испытывает оргазм от глубины человеческого падения. И, что удивительно, такая страшная модель мира представлена нам на территории одной из самых успешных, стремительно развивающихся стран.
Часто вспоминают об американских фильмах, которые беспощадно критикуют экономическое устройство и судебную систему США («Власть» и многие другие). Но корейцы фундаментально обрушились на святая святых – само капиталистическое устройство, основанное на свободной конкуренции.
Кому из тех, кто считает либеральную парадигму развития мира единственно верной, кто обеспечивает и курирует приличествующее ей художественно-пропагандистское сопровождение, это может понравиться?
Александр Иванов
В ТЕМУ
Опубликован список фильмов, выдвинутых на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Среди них ленты, о которых «ЛГ» недавно писала (№ 41 от 13.10.2021): французский «Титан» – об убивающей всех, кто её любит, маньячке, зачавшей от автомобиля, и российская лента «Разжимая кулаки» – о молодой осетинке, которая нашла в себе силы, чтобы бросить больного отца и покинуть родину.