Конная статуя у Исторического музея под прицелом критиков
У московского памятника маршалу Жукову трудная судьба, как и у многих работ выдающегося русского скульптора Вячеслава Клыкова. Ещё в 1995-м начались споры, где установить монумент, да и вообще стоит ли его устанавливать.
Поначалу хотели на Красной площади, позже остановились на компромиссном варианте – у Исторического музея. Но и после открытия памятника то и дело звучали предложения перенести скульптуру куда-то на периферию, поменять на другую. Я был хорошо знаком с Вячеславом Михайловичем и помню, сколько сил и нервов отнимали у него подобные интриги.
Среди аргументов против было и облечённое в наукообразную форму «экспертное мнение». Один из критиков утверждал: «Передние прямые ноги расположены так, словно лошадь шагает как человек, только сапог не хватает. Такая конструкция, передвигающаяся на прямых ногах, вызывает улыбку, это что-то из области мультипликации…» Ироничные снобы всегда в авторитете, и случай с памятником Жукову не исключение – в интеллигентских кругах стало даже модно посмеиваться над величественной клыковской скульптурой.
Коронация в движении на «прямых ногах», 2016 год |
Клыков умер 10 лет назад, а скандалы продолжаются – совсем недавно новая «инициативная группа» обивала пороги высоких инстанций со старыми прожектами «найти памятнику новое место». В интернете опять шум – вспоминают про «прямые ноги».
И тут такой случай. Довелось мне этим летом познакомиться с Ириной Гришиной-Гришковой из села Дютьково, что близ Звенигорода. Увидел, как ведут по улице трёх лошадей, подошёл, разговорился с хозяйкой. Выяснилось, что она энтузиаст, «лошадница», сдаёт коней в аренду любителям, а среди её питомцев есть и прямой потомок исторического белого жеребца Казбека, на котором Георгий Жуков принимал Парад Победы в 1945 году.
И вот я смотрю на праправнучку Казбека в пятом поколении – Коронацию. Как тут не воспользоваться случаем! Сделал несколько снимков: как раз одна из любительниц конного спорта приехала из Москвы к Ирине Игоревне, и фотографии получились в динамике.
И уже дома на одном из фото рассмотрел, что Коронация скачет «на прямых ногах» – точь-в-точь, как её легендарный предок, увековеченный Клыковым в скульптуре великого Георгия Жукова.
Анатолий Ковтун, фотохудожник