Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 августа 2023 г.
Литература

Долг платежом красен

16 августа 2023

В деловой программе IX книжного фестиваля «Красная площадь» было несколько круглых столов, организованных Русским ПЕН-центром. В одном из них – «Литературная критика или навигация? Что важнее для читателя?» – я приняла участие. Круглые столы чаще ставят вопросы, чем дают ответы. Но эта встреча обозначила один ответ, пусть и не впрямую, на вопрос из заглавия.

Дело в том, что название нашего круглого стола недвусмысленно подводило к теме социальной роли критики. А она возникла явно от того, что в последнее время критике на всех уровнях, от массового до профессионального, пытаются придать практический смысл, найти в ней утилитарное значение. Рукой подать до тезиса «критика должна». Живя в провинции и занимаясь критикой, то и дело слышу, что именно «должна» я и мои коллеги. Примерный список:

- критика должна открывать новые имена и стили;

- критика должна указывать на недостатки художественных произведений;

- критика должна бичевать недостатки не литературы, а общества, которое оную породило, как при Белинском;

- критика должна продвигать литературу в массы;

- критика должна отделять злаки от плевел;

- критика должна формировать настоящую литературу, а не вот это всё, что мы видим.

На диво практично мыслящий региональный авторский контингент высказывает и такие запросы:

- критик должен по разнарядке и за идею прочитывать все книги «гениев места» и «говорить добрые слова о земляках». И упаси его Бог что-нибудь сказать поперёк!..

Слушая конкретные требования, разнородные и даже выходящие за рамки жанра, но с общей модальностью «должна», затрудняешься сказать: это неэтичный подход или попросту потребительский?.. Почему-то себе писатели «обязанностей» не прописывают. Они, напротив, выше обязательств.

Исходя из всего этого, своё выступление на круглом столе я назвала «Что и кому должна критика?». И ответила себе же: критика никому ничего не должна, как и любое другое искусство. Она существует не «для чего», а «просто потому что». Лет 10 назад я тоже думала, что предназначение критики – оценка книг, которая и создаёт навигацию в литературном процессе. Сейчас вижу иначе. Критик работает с книгой не для писателя, читателя или издателя – а для истории. Критика символизирует «прочитанность» обществом той или иной книги, её востребованность в определённый временной момент. Она исторический источник по состоянию литературного процесса в любую эпоху. Непосредственную критическую реакцию, быть может, по праву оценят лет через 200 (как мы сегодня оцениваем труды неистового Виссариона). И поэтому в идеале критический отзыв – не столько обязанность критика, сколько везение автора.

С коллегой Ольгой Балла мы говорили будто бы «в противовес» – но указали в итоге на одно и то же. Балла выразила цели и задачи критики чрезвычайно уважительно для жанра. По её мнению, критика должна прежде всего самой себе: прояснять критерии «деления» литературы на первичную и вторичную, хорошую и плохую и так далее, а критерии эти свои для каждой эпохи и конкретных обстоятельств (мы совпали в «принципе историзма»). Но плоды критических рассуждений получает социум. Что дало право Ольге выдвинуть тезис: «Критика – это служба понимания, служба ясности, которая работает на материале литературы. Это понимание, возведённое в степень». Поэтому литературная критика с навигацией друг друга дополняют, выполняя каждая свою работу, то есть помогая людям понять, что к чему. И если общество считает, будто критика ему должна, то долг платежом красен.

Тэги: Критика
Обсудить в группе Telegram

Елена Сафронова

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоян... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда Сережа встретил Сашу

    02.10.2022
  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • Памяти Виктора Петелина

    06.02.2022
  • Второстепенные или главные?

    08.12.2021
  • Любовь в аду и ревизия рая

    16.11.2021
  • Путь к историческому беспамятству

    192 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Един в трёх лицах

    105 голосов
  • Маленький принц и большая война

    98 голосов
  • Алиса из Зазеркалья

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS