ПОЛИТВЗГЛЯД
Акт воссоединения Русской православной церкви и Русской православной зарубежной церкви телеканал «Россия» отметил премьерой фильма «Путь к спасению. Русский храм на чужбине» (авторы сценария Елена Чавчавадзе, Ирина Ульянова; режиссёр Галина Огурная).
Для Елены Чавчавадзе этот фильм – итог семилетней работы. «Когда я приехала в Джорданвиль и первая из российских тележурналистов снимала интервью владыки Лавра, первоиерарха Русской зарубежной церкви, тогда вообще никаких шансов на сближение не было. Абсолютно, – вспоминает она. – И я старательно избегала всех вопросов, которые могли бы вызвать какое-то напряжение».
1917 год взорвал Россию, вызвав Великий Исход миллионов её подданных из своего Отечества. Церковь не исключение, часть её служителей вместе с паствой тоже ушли из страны, создав Русскую православную церковь за границей во главе с митрополитом Антонием Храповицким. Он не хотел покидать Родину: его упросили подняться на корабль, чтоб отслужить напутственный молебен, во время которого судно отчалило. Храповицкий был один из троих претендентов на патриарший престол, но ему было уготовано иное служение, вдали от России.
И везде, куда забрасывала судьба православных русских, они строили храмы, создавая вокруг них общины, сохраняя в храмах память о потерянной Родине и свою русскость… О девяностолетнем пути, пройденном Православной церковью на чужбине, и рассказывает этот небольшой, но запоминающийся фильм. Больше всего удивило в нём упорное стремление эмигрантов оставаться на чужбине русскими, сохраняя вдали от России веру, культуру, традиции. Даже показалось, что они в Америке любят нашу страну сильнее нас. Один из персонажей фильма, Серафим Ган, рассказывает, что был буквально потрясён, оказавшись на Красной площади: «Я почувствовал себя дома и что вокруг – мой народ».
В сербском городе Сремски Карловцы получил убежище Заграничный синод Русской православной церкви, ставший на многие годы духовным центром всей русской эмиграции. Но здесь не было своей церкви. Собрали деньги, кто сколько мог, и построили – за 39 дней! Но скоро Вторая мировая война вынудила покинуть и гостеприимное Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев – опасность исходила как от фашистов, так и от агентов-смершевцев.
По всему миру разметала жизнь русских изгнанников, и повсюду они строили храмы: от Харбина до Буэнос-Айреса. Большую помощь оказывал Церкви Толстовский фонд, основанный в 1939 году, чтобы помогать русским вне России, рассеянным по всему свету. Его возглавляла дочь Льва Толстого Александра (она, кстати, никогда не теряла надежды, что «железный занавес» падёт и у русских будет возможность воссоединения и возвращения на Родину). Много русских эмигрантов после войны оказались в США. В 1930 г. был основан Свято-Троицкий мужской монастырь в городе Джорданвиле (штат Нью-Йорк). В ноябре 1950 г. сюда переехали из Германии митрополит Анастасий со Священным синодом РПЦЗ и большой массой беженцев. Обитель эта стала новым духовным центром русского рассеяния. В 36 штатах США действуют приходы РПЦЗ, и везде они – средоточие русской культурной жизни. Православные храмы привлекают к себе и коренных жителей. Как прозвучало в фильме, в самой Америке люди постепенно забывают Бога, а вот в России – вспоминают о нём.
Многие общины содержат свои школы, которые дают лучшее образование, чем американские. Выпускники прекрасно говорят на английском и русском. Князь Голицын даже выразил в фильме искреннее удивление новым иммигрантам из России, которые хотят быстрее забыть родной язык и стать стопроцентными американцами: двуязычие даже выгоднее. Правнучка Льва Толстого призналась, что когда-то тоже хотела забыть русский язык, но вот сейчас счастлива, что дожила до времён, когда она может вновь ездить в Россию.
В конце фильма со слезами на глазах иеромонах Роман оценивает воссоединение Русских православных церквей: «Причащение из одной чаши – это верный путь к спасению». Путь, выстраданный православными людьми в течение века. Продолжение которого – возрождение силы и славы России.