Спрашивается, зачем читать эту книгу, если в интернете можно запросто посмотреть все фильмы, о которых идёт в ней речь?
Зачем же читать ещё и книгу, если можно посмотреть фильмы?
Ну, во-первых, затем, что книга эта принадлежит золотому перу современной русской литературы Игорю Петровичу Золотусскому. И, сказав об этом, собственно, можно было бы и закончить рецензию.
Но есть и «во-вторых». Автор с присущим ему талантом рассказывает о том, что осталось за кадром его «авторских фильмов». Фильмов, в которых он по большей части импровизирует перед камерой без всяких заранее написанных текстов и без телесуфлёра.
И в-третьих, Золотусский рассказывает в книге о своих личных впечатлениях от мест, в которых проходили съёмки. А это – Петербург, Баден-Баден, Спасское-Лутовиново, село Спас-Угол, Париж, Мюнхен, Турин, Генуя, Полтавщина, Иерусалим, Оптина пустынь, Женева, Рим, Флоренция, Симбирск, Тарханы, Пятигорск, Ялта, Монтрё, Псков, Суздаль, Шяуляй…
Но откроем наконец саму книгу и попытаемся представить себе, о чём она и как чувствует себя её автор в компании великих имён.
Приведу из книги лишь пару цитат, чтобы не лишать читателей удовольствия найти созвучные себе мысли и чувства самим.
Золотусский пишет: «Конец летнего дня 1865 года. Смеркается. По дороге в сторону заката движется одинокая фигура. Она медленно удаляется от почтовой станции, где возница перепрягает лошадей. Останавливается, долго всматривается в небо, где вспыхивают зарницы.
И я так же медленно иду по дороге, ведущей к родному гнезду Тютчева.
Я, как и он, один. День действительно склоняется к вечеру, и мне так грустно, как будто не Тютчев, а я потерял любимого человека…»
«…Одним словом, твой герой – это ты, его время – твоё время, его путь – твой путь. Конечно, ни в сословном, ни в светском, ни в положении в государстве, ни в опыте жизни на Западе и узнавании его изнутри, ни, наконец, в характере, не совпадающем с характером героя, ни в других отношениях нельзя стать вместо автора Тютчевым.
Но войти, пусть на мгновенье, пусть приблизительно, неполно, даже не совпадающе, можно».
Важное признание Игоря Золотусского! Оно не только обобщает опыт работы перед камерой, но и подтверждает литературный опыт вживания в своих «персонажей», как в себя самого, на высоте духовного откровения.
Его новая книга – «Мои телевизионные денёчки» («У Никитских ворот», 2021) – и это наблюдение я подчёркиваю с особым чувством – ни на йоту не отклоняется от главного русла, проложенного Игорем Золотусским.
Начав свою личную жизнь с суровых испытаний, Золотусский в итоге приходит к главному слову и понятию своей жизни – Милосердию. Этой высокой мерой он и меряет всё духовное пространство культуры.