Несколько недель минуло, как страну вогнали (не подберу иного слова) в натовский альянс. Завершились два века нейтралитета. Что изменилось, как тут относятся к произошедшему?
В день вступления в НАТО премьер страны Ульф Кристерссон подрагивающим голосом поздравил граждан с долгожданным, по его словам, событием. Народных гуляний не последовало, комментарии многих официальных лиц и СМИ звучали в основном позитивно, но сдержанно. Часть парламентариев промолчала, представители партии зелёных и левые высказались категорически против. Явный раскол.
Можно понять, откуда у Кристерссона появилась дрожь в голосе. Ему ясно: энтузиазма по поводу добровольно-принудительного присоединения нет. Ни среди «широких народных масс», ни в парламенте, ни в управленческом аппарате. Нет даже в силовых структурах.
Вспоминаю интервью, которое дал репортёрам ТВ один из младших офицеров ВС Швеции буквально в марте. Отвечая на вопросы о НАТО, боец в камуфляже, на фоне леса, держался корректно, но не более того: «Да, мы готовы выполнять приказы. Что думаем? Не имеет значения, что думаем, приказы не принято обсуждать…» Если для популярного ТВ-канала не нашли бодрого бойца, о чём это говорит? Скептицизм был замечен и в других СМИ. Тема задвигалась на задний план.
Среди знакомых и в репликах, которые слышу в быту, оценки разные. Есть сторонники «вхождения». Но общее впечатление: преобладает пессимизм. А те, кто за, звучат невыразительно. Один знакомец, работник правопорядка, мотивирует точку зрения тем, что, мол, придётся рано или поздно выбирать сторону в большой разборке. Другой флегматично говорит, что вроде бы НАТО не так плохо, «заодно, может, и оргпреступности хвост прищемят…». Лично я по поводу «прищемят» сильно сомневаюсь. Как бы ещё хуже не стало. Это как изгонять бесов с помощью Вельзевула.
Кстати, не успели осесть брызги казённого шампанского, как СМИ с подачи правительства подбросили ещё один пробный шар. Мол, НАТО – не только права, но и обязанности. Проще говоря, военнообязанных могут сослать на войну, если родина прикажет. Родина, разумеется, не своя, а заокеанская. Это людей напрягает. Если раньше Рэмбо шведского разлива делали ходки в Афганистан или Ирак и были там на подхвате у американцев, то строго добровольно. И за деньги. Как будет теперь?
1 апреля центральная газета «Новости дня» (Dagens Nyheter) опубликовала заявление верховного главнокомандующего ВС Швеции Микаэля Бюдена, из которого следует, что отныне защита страны начинается не на национальной границе, а на внешнем контуре НАТО, где бы он ни пролегал, – в Турции ли, США или где-то ещё. Впредь, разъясняет народу главковерх, военным не следует оглядываться на правительство в ожидании конкретных директив, как это было в королевстве во все времена. Пора менять законы! Армии требуется свобода быстро принимать решения, которые она сама считает нужными, став частью альянса. Мол, некогда ждать, как и за что парламентарии проголосуют. Ещё год-другой назад такие суждения могли бы сойти за первоапрельскую шутку. Но теперь всё на полном серьёзе.
Что бы ни вещал Бюден, 14 апреля в Стокгольме прошла демонстрация против НАТО, левые и правые были рядом. Решительно осудил вступление в НАТО бывший глава МИД Швеции, известный политик Ханс Бликс, назвав решение грубой ошибкой. Ранее, кстати, он осуждал и нападение США на Ирак. 6 апреля центральный канал Швеции SVT2 выдал передачу о северной Швеции и финно-угорском народе, коренном для региона,– о саамах, которые заняты оленеводством. Саамы обеспокоены возможным появлением в Норрланде солдат НАТО и боятся, что под гусеницами танков погибнут пастбища. Уже несколько дней вижу в центре своего города надпись на строении в одном из скверов – Russia Putin. Никто слов не стирает...
Долгие времена нейтралитета неплохо служили шведам. Они своим трудом добивались мира и порядка. «Дом для народа» – таким был привлекательный слоган прежних социал-демократов, а не нынешних, фейковых. За лозунгом шли реальные дела. Были у страны и умелые дипломаты, они пытались укреплять мир даже на других континентах. Среди уважаемых имён Даг Хаммаршёльд или Улоф Пальме, который сейчас, наверное, в гробу переворачивается от стука натовских сапог, ступивших на ещё недавно нейтральную землю. Даже огонь Второй мировой обошёл королевство стороной, несмотря на соседство с Гитлером, пусть и добились шведы этого ценой уступок. Чего ждать сейчас? Вряд ли кто это здесь знает.
Игорь Артамонов, писатель, Норрчёпинг, Швеция