Пречистенка, как известно, в числе наиболее старинных московских улиц, и, пожалуй, нигде больше в столице не обнаружишь такого количества торжественных и элегантных особняков и шикарных доходных домов. Не зря же её и окрестности сравнивают с фешенебельным предместьем Парижа – Сен-Жермен. Здесь каждое строение – венец творения, а имя его владельца непременно есть в энциклопедиях.
Один из ближайших переулков – Староконюшенный – название своё заимел в XVIII веке по дворцовой Конюшенной слободе XVII столетия, каковая после очередного пожара и перевода всех слободчан от Пречистенки к Девичьему полю стала называться Старой Конюшенной – для отличия от Новой Конюшенной.
Переулок сохранил до наших дней фрагментарную историческую застройку – как дореволюционную, так и советскую.
Особого внимания заслуживают дома под современными номерами 12, 14, 16. Они составляют ныне как бы единый комплекс, поскольку отданы под нужды камбоджийской дипломатической миссии. Тем не менее каждое из этих зданий имеет свою любопытную историю.
Самое «древнее» – кирпичное двухэтажное светло-жёлтого цвета (№ 12). Это жилой флигель с каретным сараем – единственная уцелевшая часть усадьбы дворян Обресковых. Из документов последней четверти XVIII века мы узнаём, что в 1782 году братья Хомутовы – полковник Фёдор Николаевич и отставной поручик Алексей Николаевич – продали своё владение (28 саженей по переулку и 24 сажени во двор) гвардии капитан-поручику Василию Ивановичу Обрескову и его супруге Анне Фёдоровне. В тот момент здесь стоял главный деревянный дом с протяжёнными флигелями по обе стороны.
В дни великого пожара двенадцатого года усадьбе был нанесён серьёзный урон, в частности, полностью выгорели и дом, и южный флигель. Лишь спустя более чем полвека на этом месте разбили сад.
Сохранившийся северный флигель, поставленный по традиции «осьмнадцатого столетия» торцом к красной линии, а фасадами во двор, с момента своего создания практически не менял форм и размеров: на каменном подвале, в два этажа, с ленточной рустовкой первого этажа, горизонтальными нижними и узкими вертикальными верхними окнами. Кстати, эти самые «лежачие окна» говорят о том, что флигель использовался и как каретный сарай, и как конюшня.
В советское время здесь размещались различные учреждения. А в 1980-х годах в ходе реставрационных работ у здания были укреплены фундаменты, изменена пространственно-планировочная структура: от первоначальной планировки уцелели только поперечные капитальные стены, а своды и перекрытия утрачены и заменены новыми. Осуществлена отделка помещений, существующая и поныне, – парадная лестница из дерева, столбы, панели и др.
Расположенный вплотную к этому строению дом № 14 своим внешним видом обязан разбогатевшему присяжному поверенному (адвокату) В.П. Филимонову, который в 1913 году поручил архитектору В.С. Кузнецову снести все старые постройки и вместо них возвести двухэтажный каменный особняк с полуподвалом. (Кстати, Кузнецов один из немногих успешных зодчих, продолжавших работать в Москве и после Октября.)
Видимо, домовладелец не удержался от тщеславного порыва: не имея дворянского герба, он украсил его подобием арку проезда, ведущего во двор: два льва держат в передних лапах прямоугольный геральдический щит, на котором красуется хозяйский вензель (инициалы). Удивительно, но Филимонов, по-прежнему служа юристом, остался жить в этом доме и после его национализации, «уплотнившись» в квартире № 1. И жил в ней почти до самой Великой Отечественной войны.
Постройка выдержана в стилистике позднего модерна, в так называемой его готической разновидности. Об этом явно говорят стрельчатое завершение арки и щипец (треугольный фронтончик) над левой, трёхэтажной, частью здания, которая напоминает небольшую башню. По замыслу, особняк должен был походить на небольшой европейский замок, что выделяло его из классической застройки арбатских переулков.
На главном фасаде частично уцелели элементы внешнего декора: две вытянутые колонки в «башенной» части, прямоугольное узорное панно между ними и своеобразные «наличники» окон первого этажа. В интерьерах можно увидеть остатки пышной лепной отделки; цела и парадная лестница.
Однако любители городской старины ценят этот дом не столько за архитектурные достоинства, сколько за исторические воспоминания, с ним связанные.
Дело в том, что в литературной истории особняк считается «домом Маргариты» – героини бессмертного романа М.А. Булгакова. «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата, – указывает автор. – Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу, особняк цел ещё до сих пор».
Правда, в реальности сад расположен позади особняка (туда-то и ведёт проездная арка). Но все прочие упомянутые в произведении детали совпадают: готический стиль, башня, три окна на фасаде… Как полагают исследователи литературной географии Белокаменной, Маргарита пролетела на метле через арку, после чего попала из Староконюшенного переулка на Сивцев Вражек.
И, наконец, замыкающая весь ряд бывшая городская усадьба А.И. Фонвизина – В.А. Еремеева (№ 16), сохранившая свои исторические границы и черты основной застройки XVIII–XIX веков.
Владельцем данного участка с 1789 года являлся брат выдающегося писателя и драматурга Дениса Ивановича Фонвизина, подполковник Александр Иванович Фонвизин. Его старший сын Михаил, выросший именно в этом доме, стал впоследствии военным, участником многих войн с Наполеоном. В 1805 году, шестнадцатилетним подростком, он отличился в битве при Аустерлице, за что получил орден Святой Анны III степени. Сражался также под Бородином, Малоярославцем, Красным, Березиной, Лютценом, Бауценом, Кульмом, Лейпцигом, Бар-сюр-Об. После выхода в отставку в чине генерал-майора активно участвовал в общественной и политической жизни страны, в том числе сыграл большую роль в подготовке декабрьского восстания 1825 года, за что был приговорён к каторжным работам и сослан в Сибирь.
Дом в период жизни в нём Фонвизиных (до 1793 года) надстраивают вторым каменным этажом. После пожара 1812 года сгоревший особняк заменяют другим, точно таким же, но уже с деревянным мезонином. Фасады оформляют в ампирном стиле. А в 1890-м по заказу очередного владельца, предпринимателя В.А. Еремеева, архитектор польского происхождения В.Ф. Жигардлович, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, мастер эклектики и неоклассицизма, дополняет территорию двухэтажным доходным домом.
Облик же главного особняка окончательно сформировался к 1913 году при купце I гильдии А.В. Васильеве. Центральный фасад, выполненный в духе эклектики, подчёркнут четырьмя колоннами коринфского ордера, над которыми расположен мощный венчающий карниз, украшенный лепниной. Основанием же колоннады служит низкий рустованный первый этаж. Над тремя центральными оконными проёмами размещены многофигурные композиции с изображением муз. А вот в южной части фасада использованы характерные модерновые приёмы.
В настоящий момент все три здания находятся в ведении ГлавУпДК при МИД России и переданы, как уже говорилось, под посольство Королевства Камбоджа. Сам архитектурный ансамбль признан объектом культурного наследия регионального значения. В будущем здесь по инициативе ГлавУпДК запланировано провести реставрационные работы.