Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Дом, который строил Пиросмани

01 января 2007

«Белая корова». Просим расценивать эту иллюстрацию в качестве символа приближающегося года БыкаВЕРНИСАЖ

На Винзаводе в галерее «Проун» всем наливает… Нико Пиросмани. Проект «Семейный кутёж» объединяет работы великого грузинского примитивиста-самоучки и его «открывателей» – известных русских авангардистов: братьев поэта Ильи и художника Кирилла Зданевичей, Михаила Ле-Дантю.

Заполучить такого «виночерпия» Москве давно не случалось. Николай Асланович наливает, конечно, не кувшинами – на выставке всего около двадцати картин, но из таких рук, согласитесь, и литра хватит (ровно столько входит в знаменитый грузинский рог).

Кто придумал рог изобилия, неужели греки?! Сколько бы вина ни пожелали грузины, наливается им… Пока одни народы упражнялись в безумии или спаивали рабов для «иллюстрации», грузины, если можно так выразиться, пошли иным путём. Так расписывать винные погребки, лавочки и булочные могут только они, быть может, отчасти по-печорински любя живопись в «гастрономической» её ипостаси. Ведь в самом слове «духан», то есть трактир, как будто скрыто русское слово «душа».

Нико Пиросмани родился в 60-е годы XIX века, а умер спустя год после Октябрьской революции. С тех пор прошло не так много времени, но имя его успело обрасти легендами, а в Грузии художнику поклоняются как святому. Здесь, правда, не обходится без абсурда – его изображают даже на лари, на бумажках, которых у него сроду не было. Разве что детство в достатке прошло: рано осиротев, он попал в семью зажиточных тифлисских армян Калантаровых.

Никто не знает наверняка, когда он родился, есть даты 1862 и 1866. Долгое время считалось, что произошло это в селе Мирзаани, теперь утверждается, что в Шулавери. Кажется, с Гиго Зазиашвили открывал мастерскую по изготовлению вывесок: первую сделали бесплатно, а потом заказов не было – закрылись. Говорят, немного учился у странствующих художников, молоком торговал, пастухом был (тут пастушок Джотто вспомнится и встреча его с Чимабуэ) и тормозным кондуктором на железной дороге, жил в нищете и, может быть, считался сумасшедшим, раз видел святых, а кисть его «рисовала» сама.

Нико Пиросманишвили материал использовал какой-то несерьёзный – рисовал больше на клеёнках. Увидели его гениальные поделки и вывески в духанах три молодых художника, близких к кругу Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Организовали выставку футуристов «Мишень», где картин сорокалетнего художника было всего-то ничего, но ведь сумел же так немногословно в «яблочко» попасть.

Как ошибался Симонид, говоря о живописи как о молчаливой поэзии! Ведь это только до первой рюмки, вернее, до первого рога… У Нико Пиросмани не молчит никто, разве что обречённый пасхальный барашек или грустный лев с глазами, как у ребёнка. Есть, правда, молчаливое отчаяние, что говорит громче всяких криков и слёз, как на картине «Сестра и брат», написанной по пьесе Гуниа, там брат убивает сестру. Или на полотне «Раненый солдат», где кровь из ноги служивого льётся обильно, несколько по-бутафорски. К слову сказать, фигуры людей и зверей, равно как стаканы, бутылки и самовары, для художника предметы одного порядка: живы все, всё плоско только на первый взгляд. При долгом всматривании персонажи сходят с полотен: дети просятся на ручки, львы ластятся, а фрукты сами отправляются в рот. Тифлисские торговцы Пиросмани обедают под граммофон, ещё немного «посидят» и сами запоют, а то и танцевать выйдут. Кто-то сказал, что грузинские танцы противоречат законам гравитации. Не удивительно. Душа, омытая ркацители, летит, а тело догоняет.

Конечно, «примитив» Пиросмани был не формальным – так было бы слишком примитивно объяснить упрощённые, уплощённые и обтекаемые формы. Он пишет человека в первозданной его красоте. Лица торговца или Ильи Зданевича, железнодорожника Миши Метехели или рыбака почти лишены индивидуальности, это портреты единой грузинской души, которая словно разлита по разным сосудам.

Нико Пиросмани мечтал о деревянном доме посреди города, чтобы всем было близко, где люди могли бы собираться за большим столом, большим самоваром пить чай и говорить об искусстве.
Где бы поставить нам этот дом, братья? Быть может, в Цхинвале?

Валерия ОЛЮНИНА

Выставка продлится до 28 декабря.

Обсудить в группе Telegram

Валерия Олюнина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS