В ноябре минувшего года («ЛГ», 2021, № 47) я рассказал о сносе в Вильнюсе памятника замечательному литовскому писателю и поэту Пятрасу Цвирке. Разрушительный зуд у властей литовской столицы не проходит. Власти огласили решение о сносе Дома Москвы. Это не какая-то рухлядь. Он построен 10 лет назад частной строительной фирмой по договору между мэриями двух столиц.
Но власти меняются, новые лица иногда плевать хотели на решения предшественников. Нынешний мэр Вильнюса, 48-летний Ремигиюс Шимашюс, – человек деятельный. Известен как либерал по убеждениям, юрист с американским образованием, сторонник и защитник ЛГБТ-сообщества. Уж о сносах памятников советского периода даже не говорю – это как «Отче наш».
Сейчас мэр, видимо, особенно спешит. В 2023 году будет отмечаться 700-летие столицы Великого княжества Литовского (ВКЛ) – Вильны, ныне Вильнюса. А в 1323-м великий князь Эдимантий (Эдмунд, Гедимин, Гядиминас) в письме купцам немецких городов торгового объединения Ганза пригласил их в Вильну, где правил. Но первое упоминание о городе славян кривичей – нынешнем Вильнюсе содержится в Воскресенской летописи 1129 года. В ней указано, что из Полоцка, центра удельного княжения Рюриковича Всеслава Брячиславовича, сюда, в Вильну, прибыли для правления его сыновья Давид и Мовкольд. Но этот факт явно не подходит для укрепления национальной литовской идентичности. И в целом многое из истории или забывается, или подаётся в искажённом, но нужном властям свете.
А ведь стоит напомнить, что великие литовские князья были православными и говорили на старорусском языке. Государственные документы писались на кириллице, в том числе три Литовских статута – конституция того времени. Люди именовались «литвинами» от названия местности Литва вокруг крепости Новогрудок. Изначально именно эта крепость стала центром государева правления на землях Литвы во времена Ярослава Мудрого, «ходившего на Литву» в 1038–1044 годах. Вторгшиеся во второй четверти ХIII века на восточные земли древнерусских княжеств орды Батыя застряли среди чащоб и болот, не дойдя до Новогрудка. Это усилило влияние здешних князей.
Они (как нередко бывает) гнались за престижем и привилегиями, которые мог дать король из Кракова. В это же время силы восточнорусских князей уходили на сопротивление монголо-татарам. В край постепенно проникал католицизм, шла полонизация. И вот – апогей: сначала в Люблине в 1569 году на объединённом Сейме польской шляхты и литовских бояр образована Речь Посполитая (сокращение польского выражения – «Вещь народов Польши и Литвы»), а в довершение в 1596-м в Бресте (Литовском) подписана Уния (союз), подчинившая Ватикану православную церковь на территории ВКЛ. На стороне полонизаторов и удача: православный патриарх московский Иов (1589–1605) поглощён борьбой за сохранение православной московской государственности. Однако после третьего раздела Речи Посполитой в 1795-м территория ВКЛ вернулась в лоно российской государственности и православной церкви. Как самостоятельная государственная единица ВКЛ в Российской империи на основе своих Статутов просуществовало до 1840 года.
Тогда стремительно развивался капитализм на северо-западе России, росли и крепли города. Через Вильну в 1862-м прошла железная дорога из Санкт-Петербурга в Варшаву, с ответвлением на Ковну (Каунас), который был преобразован и украшен новыми широкими аллеями и улицами. Стал Каунас обрастать по указу Александра III и двенадцатью крепостями – царь укреплял западный военный форпост в противовес набиравшему мощь Второму германскому рейху.
Коренное население прежнего ВКЛ на южном побережье Балтийского моря – жямайты, курши, а также аукштайты, сувалки, дзуки, занавики – это старинные славянские этнические группы. После подавления Польского восстания 1863–1864 годов при содействии Александра II в августе 1866-го в этих местах открылись начальные школы и преподавательские курсы, где обучение велось на литовском языке. Издавались и литовские произведения, правда, на кириллице, пока в 1901 году московский профессор-лингвист Ф. Фортунатов и его ученик Й. Яблонскис, взяв за основу чешский алфавит, не представили оригинальный алфавит нынешнего литовского языка. В российских университетах учились А. Баранаускас, Й. Басанавичюс, А. Сметона и другие будущие корифеи литовской нации. В конце ХIХ века на основе издания «Auszra» («Заря») формируется национальное литовское движение, идейной основой которого стали работы итальянского юриста С.П. Манчини.
Сами литовцы в те времена жили на хуторах, а население городов и местечек составляли евреи – до 50 процентов, русские – до 30 процентов, белорусы и местные выкресты, ставшие поляками, – до 20 процентов. В Вильне до Первой мировой войны литовцев было 2 процента, в Ковне – 7.
После Октябрьской революции большевики и советское правительство передавали Вильну и власть в исторической столице ВКЛ национальным литовским властям четырежды: 5 января 1919 г., 26 августа 1920 г., 10 октября 1939 г. и 13 июля 1944 г. После Победы в 1945-м Советской Литве передали и бывший немецкий Мемельланд – Клайпедский край с портом.
Сейчас тут стараются не вспоминать и то, что при освобождении Литвы от фашистских оккупантов погибло более 300 тысяч советских воинов. Также редко можно услышать, что благодаря национальной политике первого секретаря ЦК КП Литвы А. Снечкуса численность литовцев в Вильнюсе начиная с 1960-х и до вывода Литвы (вместе с Латвией и Эстонией) из СССР 6 сентября 1991 года увеличилась с 2 до 50 процентов. Кстати, и вышла республика из Союза в границах, которые обрела благодаря Декларации Народного сейма Литвы от 21 июля 1940 года о добровольном вхождении в состав СССР. Территория её была почти на 1/3 больше той, которую имела Литва в межвоенный период до 1939 года. Особо примечательно, что в марте 1938-го, испугавшись ультиматума Польши, литовское правительство в Каунасе отказалось от претензий на Вильнюс, который после оккупации его польскими войсками в октябре 1920 года стал воеводским административным центром Польши.
Забывается сейчас совершенно очевидное: в послевоенные годы Вильнюс преобразился, расцвёл, число жителей достигло полумиллиона. Выросли десятки заводов, фабрик, комбинатов, открыто множество школ, вузов, культурных и спортивных учреждений, росло жилищное строительство. Не только столица, а и вся республика получали ежегодные миллиардные финансовые субсидии из союзного центра. Население Литвы возросло с 2,5 миллиона человек в 1945-м до 3,8 миллиона в 1991 году.
Но грянула горбачёвская перестройка, на её волне вынесло детей тех, кто в 1941–1944 годах уничтожал литовских евреев (убили более 200 тыс. человек), и тех, кто в рядах «лесных братьев» до 1953 года боролся с советской властью, убив 25 тысяч соотечественников. В 1988-м руководители националистического движения «Саюдис» пообещали, что Литва станет свободной и независимой, как только выйдет из состава СССР. Их словом и деньгами поддерживали Вашингтон и НАТО, вскоре прибрав к рукам всё руководство, внутреннюю и внешнюю (ставшую жёстко антироссийской) политику страны. «Свобода» и «независимость» обернулись разрухой фабрик и заводов – из Литвы уехали в поисках лучшей доли более миллиона человек.
Скоро от Дома Москвы в центре Вильнюса не останется и следа
Россия между тем не отворачивалась, старалась строить нормальные отношения, откликалась на инициативы. Так, родилась идея возведения Дома Москвы в центре Вильнюса. В июле 2004 года по случаю 750-летия коронации Миндаугаса (факт коронации историками не доказан) Вильнюс посетил мэр Москвы Ю.М. Лужков. Был подписан договор: в Вильнюсе и Москве возникнут центры культурного и делового сотрудничества столиц. К лету 2011 года здание Дома Москвы в Вильнюсе построили, предстояли отделка и оснащение оборудованием, но…
После прихода на должность мэра в 2015 году Р. Шимашюса всё и вовсе резко изменилось. Оказалось, что проект строители нарушили – превысили на пол-этажа высоту здания. Нашлись и другие формальные зацепки, чтобы не поднять, не реанимировать, а развалить проект. Пошли изматывающие судебные тяжбы, а Департамент государственной безопасности Литвы подготовил справку, в которой указывалось: этот объект является «оружием кремлёвской пропаганды и представляет угрозу национальной безопасности Литвы». 20 января этого года Р. Шимашюс публично заявил, что суды окончены и теперь Дом Москвы снесут. Правда, добавил: «Свои кирпичики Москва может забрать».
Валерий Иванов,
историк, председатель Союза русских литераторов
и художников Литвы, Вильнюс