Вампиловский фестиваль современной драматургии в Иркутске: расширяя предустановленное
…Снег падал медленно, плавно кружась и покрывая головы и плечи танцующих людей. Они были очень разными в этой пёстрой и весёлой толпе: в поддёвках и дорогих шубах, в зипунах и манто. Но для снега, сошедшего с ума от счастья, все они были равны. Он окружал их своими мягкими объятиями, целовал щёки и губы, а вокруг царила белая гармония, снежная сказка со счастливым концом.
Такую волшебную, мажорную, радостную точку в программе VI театрального фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова поставил Государственный Малый театр, закрыв его редкостным по теплоте спектаклем «Бедность не порок». Однако если подходить со строго формальной точки зрения, какое отношение имеет классик русской литературы к смотру, само название которого чётко артикулирует свою приверженность к нашему времени?
Александр КОРШУНОВ, режиссёр спектакля: Мне думается, что Островский сегодня чрезвычайно современен. Да, в его пьесах звучит современная тематика: векселя, банки, деньги, разорения… Но самое главное в том, что он вечен.
Прекрасная работа Малого театра была именно той безошибочно выбранной для коды высокой нотой, громко провозгласившей, кроме всего прочего, что классика «всегда нова», а имя Александра Вампилова сегодня вполне встраивается в один ряд с великими его предшественниками: ведь он так же глубоко исследовал в своих пьесах в первую очередь жизнь человеческого духа.
14 спектаклей за 7 фестивальных дней. 450 участников, чья география простиралась от Петропавловска-Камчатского до Архангельска. А из столицы на сей раз прибыли сразу четыре именитые труппы, включая МХТ им А. Чехова.
В процессе мхатовского сценического прочтения повести В. Распутина «Живи и помни» большинство зрителей, без преувеличения, пережили то, что принято называть катарсисом, – очищение через сопереживание. Не в последнюю очередь благодаря исполнительнице роли Настёны – молодой актрисе Дарье Мороз. Сыгравшей истово, яростно, нежно, исповедально.
Владимир ПЕТРОВ, режиссёр спектакля: Все произведения Валентина Распутина – это очень глубокая психологическая проза. В ней много сюжетных линий. Но для того, чтобы спектакль состоялся, необходимо остановиться на чём-то одном. Для меня в этой истории был очень важен вопрос: почему нам для того, чтобы оценить друг друга, нужна беда? Почему без трагедии мы не можем любить?
Чисто театральные образные приёмы удивительным образом легли на жизненность, реализм распутинской прозы. В чём заслуга не только постановщика, но и художника Игоря Капитанова, в чьём интересно придуманном сценографическом «объёме» тонко и точно существовали все без исключения исполнители.
Валентин РАСПУТИН: Я видел эту постановку в Москве. И могу заверить, что сегодня был лучший спектакль из всех, что я смотрел. Может быть, потому, что актёрам удалось отрешиться от московской суеты и через сибирскую природу лучше прочувствовать атмосферу, в которой жили герои.
Ещё одну версию знаменитой повести привёз Театр для детей и молодёжи из Кемерова. Нет особого смысла сравнивать эти спектакли: они слишком разные и по уровню постановки, по степени актёрского мастерства и культуре сценического оформления, да и финансовые возможности в данном случае несравнимы. Хочется отметить другое. В обоих спектаклях подкупал сам подход – вдумчивый, требовательный. По-разному решают театры форму подачи материала, но намерение их говорить с нами серьёзно и честно – о людях, об их судьбах, о страдании и любви – несомненно.
Серьёзный и честный разговор шёл не только на сцене, но и за кулисами. Темы целой серии круглых столов были оговорены заранее: «Вампилов – борьба за человека», «Рынок и искусство: приобретения и потери», «Социокультурный статус современной творческой интеллигенции». Слово брали депутаты и чиновники города, преподаватели вузов и студенты, экономисты и юристы, иркутские и московские журналисты, театроведы, писатели, да, в общем, каждый мог высказать здесь своё мнение, задать вопрос и получить ответ. Подчас дискуссия принимала слишком эмоциональную форму, позиции оппонентов казались абсолютно непримиримыми. Однако в конечном итоге был выработан документ «Обращение к коллегам, согражданам и представителям различных ветвей власти», основная мысль которого: политика государства в сфере культуры и искусства есть один из важнейших приоритетов наших законодателей и исполнителей законов.
Упоминание современной драматургии сделано в наименовании фестиваля вовсе не для красного словца. Одним из ключевых событий на фестивале была читка своей новой пьесы драматургом Степаном Лобозёровым. По сути, это первый шаг на пути создания драматургической лаборатории фестиваля. Насущную потребность в ней доказывает хотя бы то, что как минимум двое из присутствовавших постановщиков, что называется, положили по экземпляру пьесы «В ста шагах от праздника» в свой репертуарный портфель.
Степан ЛОБОЗ›РОВ: Я писал о человеке и о том, как оставаться человеком. Ведь если ты переступишь через нравственный закон, то перейдёшь в другую реальность. И ещё убеждён, что если сейчас в нашем обществе начнётся некое возрождение, то пьесы Вампилова будут чрезвычайно востребованы, ведь он писал о человеке и его душе.
С этими мыслями напрямую перекликалось многое из сказанного на церемонии открытия фестиваля, у памятника Вампилову.
Владимир АНДРЕЕВ, художественный руководитель Театра им. М.Н. Ермоловой: Смотря на памятник драматургу, с которым мы встречались много лет назад, я в очередной раз понимаю: необязательно быть мощным физически и прокладывать себе дорогу локтями, чтобы проявить себя как человек великий. Ведь Вампилов, по сути, был человеком хрупким, но успел многое сделать за свою короткую жизнь. Он писал о любви, взаимопонимании, чистоте и о том, что каждый должен творить добро.
Ермоловцы привезли два спектакля – очень разных по форме, тематике, жанру, стилистике, но сходных не только актёрской камерностью, но и углублённым поиском истинного смысла жизни, зачастую завуалированного в мишуру слов. И квартет, исполняющий пьесу Е. Унгарда «День космонавтики», и великолепный дуэт в «Невидимках» Л. Зорина (где у В. Андреева, чьё исполнение было отмечено высочайшей пробы художественной «простотой», был достойнейший партнёр в лице Марии Бортник) рассказали о своих героях в полный голос, во всю полноту чувств. Что не могло не находить отклика в зале.
Горячий зрительский приём выпал и на долю спектакля «Прошлым летом в Чулимске» – не только первого опыта вампиловской постановки в столичном Драматическом театре им. А.С. Пушкина, но и режиссёрского дебюта Игоря Бочкина, параллельно исполнившего роль Шаманова.
Игорь БОЧКИН: Мы долго искали подходящий материал вместе с руководителем постановки Романом Козаком и наконец остановились на «Чулимске». Это пьеса, которую я давно мечтал поставить. Последняя пьеса драматурга, в которой он сумел высказать то, чего недоговорил в предыдущих.
Москвичам удалось точно уловить сибирский характер, особенности говора, привычки. Но самое главное – удалось донести ту любовь и чистоту, о которой писал автор пьесы, те чувства, которые заставляют Шаманова пересмотреть свою жизнь и в конце концов совершить по-мужски честный поступок. Играть Вампилова на родине драматурга – это всегда была большая ответственность, но в данном случае экзамен оказался выдержан с честью.
Сами хозяева смотра, Академический театр им. Н. Охлопкова, показали премьеру «Старшего сына», главные роли в нём отданы недавним выпускникам Иркутского театрального училища и только роль Сарафанова – опытному и мастеровитому Николаю Дубакову. Как отмечала фестивальная критика, в спектакле был дух студийной работы благодаря тому, что молодой состав театра очень бережно и трогательно относится к Вампилову. Пространство Камерной сцены академического театра будто утратило стены и потолок. Вокруг зрителей – обжитой мир обычного двора с лужами и тротуарами, детской песочницей и домом с населяющими его жильцами: странными и вполне нормальными, деловыми и романтичными, подвыпившими и непьющими, довольными жизнью и не очень, озабоченными и праздными. В каждом окне – своя жизнь. Зритель, по задумке режиссёра Геннадия Шапошникова и художника Александра Плинта, должен органично влиться в это пространство, стать его действующим лицом. Рядом пробегают по тротуару прохожие, осторожно обходя лужи, и мы, зрители, делаем мысленно то же самое. Каждая мельчайшая бытовая деталь работает на спектакль, формирует его открытый, точный и столь узнаваемый мир.
Коллективными усилиями на фестивале было исполнено «полное собрание» вампиловских пьес. Иркутский ТЮЗ показал «Провинциальные анекдоты» в постановке С. Бальжанова. Крайне интересным соединением «европейского с национальным» взглядов на героев «Утиной охоты» была отмечена работа Б. Цеденова, не говоря уже об изумительной сценографии и костюмах в спектакле Бурятского театра им. Х. Намсараева. Неожиданным сюрпризом стал «Дом окнами в поле» ещё одного коллектива из Улан-Удэ – Молодёжного художественного театра. Режиссёр Анатолий Баскаков представил несколько версий-фантазий одного и того же сюжета, переплавив житейскую «скучную историю» в живую и искрящуюся комедию характеров, а блестящие актёры Алла Натансон и Леонид Иванов, представшие последовательно в пяти различных типажах, по-настоящему покорили зрителей.
Фестивальную «линию» Распутина продолжила омская «Галёрка», чьи «Деньги для Марии» в постановке Владимира Витько прозвучали, как было отмечено в ходе обсуждений, «ясно и страдательно».
Как уже было отмечено, иркутскому смотру чужд какой-либо репертуарный или региональный догматизм. Так удачно встроился, например, в его афишу спектакль камчатцев «Эй, кто-нибудь!» по У. Сарояну в постановке Валентина Зверовщикова, размышляющий о выживании молодого поколения в современном мире. Однако главными фигурами были в этом году в Иркутске всё же Александр Вампилов и Валентин Распутин, благо и их двойное 70-летие к тому обязывало.
Капитолина КОКШЕН›ВА, литературовед: Вампилов и Распутин определили особенности и специфику всего фестиваля. Спектакли были разными по уровню, но всех их объединяло большое уважение к авторам. Здесь не было агрессивного театра. Фестиваль получился живым, с человеческим лицом.
Вера МАКСИМОВА, критик: Вампиловский фестиваль – один из самых серьёзных и больших в стране. Важно то, что здесь можно увидеть реальное состояние русского театра – от вершин до среднего слоя. Ведь иногда, приезжая на региональные фестивали, мы начинаем умиляться провинции, тем самым оскорбляя её. На этом фестивале общее полотно было настолько пёстрым, разнообразным и честно составленным, что мне не нужно было делать реверансы. Можно было спокойно оценивать достоинства и недостатки каждой постановки. Я люблю ваш фестиваль. Он назван честным и строгим именем Александра Вампилова, и это имя обязывает всех нас к творческой искренности, что и было подтверждено увиденным здесь.
…Творческие встречи, поездки всех коллективов на Байкал, прогулки на катере, визит на родину Вампилова в посёлок Кутулик. Одной из самых интересных и ярких форм «закулисного» общения стали, конечно же, театральные капустники, проводимые в «Чайной» актёрского клуба. Кажется, ни на мгновение не прекращался полифонический диалог о человеке, об истинной необходимости сказать о нём радостное и горькое, трагическое и комическое, грустное и весёлое.
Анатолий СТРЕЛЬЦОВ, директор фестиваля: Во время фестиваля сердце билось в особенном ритме и заставляло в эти осенние дни сотни сердец пульсировать на одной волне. Это была волна счастливых и влюблённых людей. Влюблённых в театр, в жизнь, в искусство, в Байкал, в Иркутск и, конечно же, в драматургию Александра Вампилова, чьё имя носит фестиваль. Мне хотелось бы, чтоб наши гости напитались энергией Байкала, энергией творчества и красоты.
И тот невероятно красивый снегопад, ставший благодаря Малому театру эффектным и символическим финальным занавесом, был, на мой взгляд, одушевлённым воплощением этой спасительной, врачующей энергии.
, ИРКУТСК