Исторически древнейшая осевая магистраль Замоскворечья – Большая Ордынка хотя и не входит сегодня в топы самых красивых улиц столицы, тем не менее сохранила неповторимую атмосферу старой Москвы. Здесь тесно переплетены эпохи и стили: барокко, классицизм, модерн, конструктивизм. Городские усадьбы перемежаются с храмами. А очаровательные переулки причудливо ответвляются от улицы, образуя сетку, в которой можно заблудиться и потеряться во времени.
Нужно отметить, что после революции новых зданий здесь практически не появлялось, настолько плотной была застройка. Но зато в 1937 году был возведён Малый Москворецкий мост, который вместе с Большим Москворецким образовал путь от Ордынки к сердцу столицы – Кремлю и Красной площади.
Если отправиться на прогулку по этой примерно полуторакилометровой улице со стороны Серпуховской площади, то довольно скоро, на левой стороне, мы увидим дом под современным номером 66.
Владение это известно ещё с 1817 года, когда тут был поставлен для купчихи Веры Николаевны Карповой деревянный одноэтажный дом с мезонином, антресолями и каменным нежилым подвалом. В последнее десятилетие XIX века зданием уже владела Елизавета Григорьевна Масленникова, сестра петербургского купца Николая Григорьевича Сушкина. Согласно документам 1892 года под руководством архитектора Сергея Константиновича Тропаревского производились достройка дома вторым этажом, оштукатуривание всех фасадов, а также сооружение двухэтажного флигеля.
Однако в скором времени (1896 год) владение перешло к купцу 2 й гильдии Александру Семёновичу Викторсону. И здесь мы должны сделать уточнение. Во второй половине позапрошлого века таких второгильдийных предпринимателей, полных тёзок, было в Москве два. Мало того, оба они занимались одним и тем же: производством гильз для сигар и папирос! И даже фабрики их и магазины находились первое время по соседству: вблизи Тверской улицы, в Малом Гнездниковском переулке.
Судьбы А.С. Викторсона-старшего мы пока касаться не будем, а расскажем об А.С. Викторсоне-младшем. Происходил он из еврейской семьи города Митавы Курляндской губернии (ныне Елгава, Латвия). В адресно-справочной книге «Вся Москва» впервые упоминается в 1878 году, а в 1885 м Александр Семёнович уже заимел собственную патронно-гильзовую фабрику.
Приобретя участок на Большой Ордынке, он поручает переделку главного дома Фёдору Никитичу Кольбе, выпускнику Училища живописи, ваяния и зодчества, на тот момент – архитектору Хамовнической части Москвы и преподавателю архитектуры Петровской сельскохозяйственной академии. Из многих его работ известны прежде всего доходный дом А.А. Кунина на Смоленском бульваре, хранилище и архив при Музее русских древностей П.И. Щукина (теперь – Биологический музей имени К.А. Тимирязева) на Малой Грузинской улице, кинотеатр «Форум» на Садовой-Сухаревской улице, а также собственный особняк в 1 м Неопалимовском переулке.
Кольбе вносит в декор фасада его дома ряд элементов неоклассического стиля (рустовку первого этажа, древнегреческие наличники окон второго этажа), заново планирует внутренние помещения. Участок получает невысокую изящную ограду на гранитном основании.
А в специально переоборудованный флигель Викторсон переводит из арендованного ранее дома Л.В. Любенкова (угол Большого и Малого Гнездниковских переулков, напротив церкви Николая Чудотворца) свою фабрику. Подобное использование усадебных владений было типичным для Замоскворечья. Купцам-середнякам представлялось невыгодным дополнительно покупать отдельную землю для фабрик, а возможность непосредственно контролировать производство придавала ему большую эффективность.
Викторсоновская фабрика и на новом месте продолжала успешно действовать и даже наращивала выпуск. Энергию для неё вырабатывал электрический двигатель, а число персонала составляло 62 человека, с которыми хозяин был по-дружески на «ты». Продукция предприимчивого фабриканта была настолько качественной, что очень скоро табачные гильзы Викторсона стали самыми популярными в Белокаменной, о чём свидетельствует многочисленная реклама на дореволюционных плакатах.
Интересно, что молодой Владимир Маяковский, публикуя в ноябре 1914 года в московской газете «Новь» статью «Не бабочки, а Александр Македонский», подверг критике как образец «поэзии-прислуги» следующие рекламные строчки с упоминанием имени купца:
Иду вперёд: простор и даль,
Лазурь прозрачна небосклона,
Точь-в-точь бумага Рис Рояль,
Что в чудных гильзах Викторсона.
Вскоре после установления советской власти фабрика, которой владели уже наследники Александра Семёновича, была национализирована, а потом и вовсе упразднена. В 1924–1925 годах флигель дополнили ещё третьим этажом и перепрофилировали под квартиры работников Первой образцовой типографии.
С окончанием же Великой Отечественной войны весь комплекс старого особняка переходит Управлению по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД СССР, и здесь последовательно размещалось несколько посольств. В настоящее время – это посольство и консульский отдел Республики Куба, которые переехали сюда из Померанцева переулка.
Конечно, время наложило определённый отпечаток на состояние здания, однако в целом оно сохранило черты архитектуры рубежа XIX–XX веков. Проходили тут и ремонты разной степени интенсивности. И «министерство гостеприимства», как часто называют нынешнее ГлавУпДК при МИД России, прикладывает все усилия для поддержания его в достойном виде.