Уже 8 лет в доме № 7 по Малому Власьевскому переулку существует Музей трёх актёров. Здесь, в квартире № 8, жили Мария Миронова и Александр Менакер, артисты Московского театра эстрады и миниатюр, а затем уникального «Театра двух актёров». Сюда приходил их сын, Андрей Миронов. Знаменитая актёрская чета переехала в этот дом в 1971-м с Петровки.
В августе нынешнего года исполнилось 20 лет со дня смерти Андрея Миронова, а месяц назад – 10 лет, как не стало его матери, Марии Владимировны. Перед смертью Мария Владимировна завещала свою квартиру Театральному музею имени Бахрушина, понимая, как велика любовь людей к её сыну Андрею и как им дорого всё, связанное с ним.
Эта уютная квартира не похожа на музей. Обстановка совсем не роскошная. «Я никогда не была богатой и к этому не стремилась. Моим богатством была моя семья», – говорила Мария Владимировна.
Здесь собрано то, что составляло ценность для семьи: живопись и графика известных художников, коллекции фарфора и керамики, старинная мебель и, конечно, книги. По словам заведующей музеем Евгении Гречишкиной, это хорошая библиотека интеллигентной московской семьи. На полках собрания сочинений русских и зарубежных классиков издания 20-30-х годов прошлого века, книги по истории, философии, искусству. Много театральных мемуаров. О литературных пристрастиях Александра Семёновича Менакера, человека очень эрудированного и прекрасно образованного, говорит богатая коллекция поэзии Серебряного века, которую он начал собирать ещё до брака с Марией Владимировной.
Карандашные пометки на полях многих книг тех авторов, которые писали для эстрады, театра и входили в круг друзей дома: Аркадия Арканова, Григория Горина, Леонида Ленча, Бориса Ласкина, Виктора Ардова, Владимира Полякова, Владимира Дыховичного… Книги с дарственными надписями – шутливыми, искренними, тёплыми – особая ценность, поэтому многие экземпляры с автографами хранятся сейчас в Театральном музее имени Бахрушина. Среди них – томик Анны Ахматовой с надписью: «Милой Марии Владимировне на добрую память. 19 мая 1953 года. Москва».
…Свои любимые книги Мария Владимировна отдавала в переплёт, и их сразу можно отличить по весёлому ситцевому наряду в цветочек или в полосочку. Она любила читать, сидя в окружении книг в своём кресле в холле (это место называлось у неё «в книгах»). С фотографий на неё смотрели неподражаемая и эксцентричная Фаина Раневская, сделавшая на своём фото трогательную надпись («Машеньке Мироновой с давней крепкой любовью к ней и её таланту»), преданный Борис Ласкин («Машеньке и Саше – старинным и верным друзьям»), близкие друзья Семён Гейченко, Леонид Утёсов, Аркадий Райкин и многие другие.
Каждая вещь в этой квартире имеет свою давнюю, интересную историю… В гостиной, слева от двери, – кресло-качалка и буфет красного дерева, «фамильный», стоявший в доме Мироновых. Маленькая Машенька, делая первые шаги, для верности держалась за него, «по нему ходила».
Круглый стол, покрытый зелёной скатертью с вышивкой, помнит Шаляпина: знаменитый бас бывал в доме Мироновых и, по семейному преданию, сидя за этим столом, держал Машеньку на руках. Отец Марии Владимировны, известный на всю Москву портной, владел мастерской по пошиву верхней одежды. Его клиентами были известные писатели, актёры.
Над столом – старинная хрустальная люстра с синим светильником. Она была куплена отцом Александра Семёновича – Семёном Исааковичем Менакером, известным петербургским адвокатом, на распродаже части музейных сокровищ Эрмитажа в 20-е годы. «На огонёк» этой люстры постоянно собирались весёлые и талантливые люди. Здесь гостили Сергей Юткевич, Зиновий Гердт, Борис Ефимов и Михаил Вольпин, Утёсовы, Верейские, Слободские, Петкеры, Бруновы.
Борис Львов-Анохин, главный режиссёр Нового драматического театра и свой человек в доме, вспоминал: «Дом был счастливым, потому что в нём никогда не прекращалась игра: юмористические сценки, споры, ссоры – быт был весело театрализован, состоял из талантливейших импровизаций, этюдов… И сквозь юмор светилась огромная нежность».
По вечерам в доме звучал рояль фирмы «Мюльбах», подаренный Исааком Дунаевским. Александр Семёнович великолепно играл и пел. Частенько садился за инструмент Леонид Утёсов. После смерти Андрея рояль умолк: Мария Владимировна запретила играть на нём.
На рояле – прекрасный портрет Андрея Миронова работы известного фотографа В. Плотникова и две награды, которые были присуждены актёру уже посмертно: «Золотой Остап» как лучшему исполнителю роли Остапа Бендера и «Золотой билет»: Миронов по опросу телезрителей канала «Россия» был назван лучшим актёром XX века.
В углу гостиной «диванчик Менакера», покрытый искусно сделанным лоскутным покрывалом ручной работы. Оно было куплено Марией Владимировной на Арбате, куда она частенько захаживала – благо, «сувенирная улица» была в двух шагах. Шкаф-горка с уникальными фигурками Дулёвского фарфорового завода. Целая «выставка» расписных глиняных досок, стеклянных кружек, посуды. Это – увлечения Марии Владимировны, страстно любившей декоративно-прикладное искусство, и хорошо в нём разбиравшейся, в немалой степени благодаря Александру Семёновичу. Её знаменитая – ценнейшая! – коллекция советского агитационного фарфора и мелкой пластики из 582 предметов была передана ею в Музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской.
А в маленькой уютной кухне все предметы и утварь, начиная от клеёнки и кончая посудой и холодильником, – красного цвета, любимого цвета хозяйки.
В коридоре в застеклённых витринах выставлены сценические костюмы Андрея: Дон-Жуана из спектакля «Продолжение Дон-Жуана», Хлестакова, Чацкого. И – последний в его жизни костюм, в котором он умер – чёрный камзол и белая рубашка Фигаро, разорванная на груди: друзья-артисты пытались помочь ему, когда он уже терял сознание…
Крохотный кабинет своего мужа, украшенный старинными гравюрами Санкт-Петербурга, Мария Владимировна превратила в «музей моих мальчиков». Во всю стену, от пола до потолка, – фотографии Андрея. У окна, в углу, его гримировальный столик из театра, на нём текст роли Фигаро с рабочими пометками. Спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше в постановке Валентина Плучека шёл на сцене театра Сатиры 18 лет. Роль весёлого и мудрого слуги была одной из самых любимых театральных ролей Андрея Миронова, и именно она стала его последней ролью 14 августа 1987 года.
В этой комнатке безутешная жена и мать каждый день разговаривала с самыми близкими ей людьми, которые ушли от неё: сначала муж, преданный спутник в жизни и на подмостках сцены, потом, через пять лет, обожаемый сын, для которого она всегда оставалась главной женщиной на свете. Но её слёз не видел никто: она умела «властвовать собой».
До сих пор в этот дом продолжают приходить друзья и верные поклонники артистической семьи Мироновых-Менакера. Студенты театральных училищ иногда забегают сюда перед экзаменами – «на счастье». Незримое присутствие хозяев в этой небольшой, скромной квартирке явственно ощутимо. И почему-то кажется, будто за ними только недавно закрылась дверь…
Фото автора
Телефон музея-квартиры М.В. и А.А. Мироновых и А.С. Менакера: 241-61-97, выходные дни – пятница, суббота.