Избранные эссе. Пушкин, Достоевский, Цветаева. – М.: Издательство «Модерн», 2008. – 296 с. – (Humanitas).
Известный немецкий славист Вольфганг Козак в своё время определял, что «сквозная тема творчества Миркиной – отношение человека к Богу, своему собственному духовному существованию… Жизнь Миркина понимает как приход «оттуда» и возвращение обратно, а смерть – как возвращение к корням и радость встречи с самим собой. С одной стороны, поэтесса в медитациях, мечтах и видениях готова к контакту с духовными реалиями и с другой – переживает Бога в природе, свете и тишине». Но тогда речь шла о Миркиной-поэте, которому во многом помогала Миркина-переводчик, обращавшаяся к текстам Рабиндраната Тагора, арабских суфиев, Рильке… Кстати, фигура Рильке занимает видное место в эссе «Огонь и пепел (духовный путь М.И. Цветаевой)», составившем третью часть книги.
Перед нами отнюдь не литературоведение в его академическом понимании. Тут именно поэт вглядывается в творчество и судьбы великих предшественников. И из-под пера Зинаиды Миркиной строки вылетают, как искры от лезвия, угодившего на абразивный круг точильщика. Строки ярки, пронзительны, афористичны, их можно цитировать. «Вот оно: поэт – проклятье… Да, ибо поэт прежде всего сын стихии. И поэт беззащитен перед стихией. Он первый, в чью грудь она стучится. Его дом стоит в самом центре сейсмической зоны. Дом этот опрокидывается ежеминутно». Составившие книгу эссе полностью отвечают творческому кредо Зинаиды Миркиной (зачастую работающей в соавторстве с супругом Григорием Померанцем): «Мы хотим, чтобы не только физические глаза, а Душа научилась бы читать. Потому что только она может прочесть Божье Слово. Бог не говорит ни на одном из наших языков. Он говорит светом, тишиной, высотой и глубиной, обнимающими нас».