В прошлом году 1 июня мы тоже с большим усердием праздновали Международный день защиты детей. Говорили слова – проникновенные и пафосные, общепринятые за 59-летнюю историю этого праздника. Устраивали благотворительные спектакли, кормили детей мороженым и выпускали в небо воздушные шарики.
А потом наступили будни. Благое пожелание властей раздать всех сирот в семьи и ликвидировать детские дома обернулось многими страданиями. Погиб российский мальчик, усыновлённый американской семьёй, а виновника его гибели, отца (забывшего сына в машине на жаре), оправдали. Много недель подряд во всех новостных передачах показывали изуродованное побоями приёмных родителей лицо четырёхлетнего Глеба Агеева. Сообщения же о сексуальных домогательствах по отношению к приёмным детям просто не поддавались исчислению.
Полное равнодушие законодателей не только в России, но и в других странах (тоже, кстати, с усердием отмечающих День защиты детей) к давней истории Натальи Захаровой, после развода с иностранцем потерявшей возможность видеться с дочерью, тоже обернулось новыми трагедиями. Помните испуганные глаза трёхлетней Лизы, дочери Ирины Беленькой? Её, как игрушку, вырывают из рук друг друга и перекидывают через границы государств разошедшиеся родители: русская мать, задержанная венгерскими властями, и отец-француз. Пока такова судьба всех детей от смешанных браков, родители которых не смогли договориться.
Конечно, сейчас в России очень много усилий прилагается к тому, чтобы помочь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Принимаются очередные решения, касающиеся детства. Насколько они верны – покажет время.
Споры вызывает «комендантский час» – закон, по которому «лица до 18 лет» не смогут без сопровождения взрослых выходить на улицу после 10 вечера. Не обернётся ли это решение тем, что «регламентированы» будут не подростковые банды, которых милиция не тронет, а 15–17-летние ребята, возвращающиеся вечером из театра? Не отправят ли именно их в кутузку для галочки?
Штрафы для невнимательных родителей, позволяющих своим детям проводить время в ночных клубах, вероятно, будут действенны. Но очень сомнительно желание чиновников «лишать свободы» родителей, подвергающих своих детей оскорблениям и унижениям, – тут нелегко соразмерить содеянное с наказанием.
…Когда не действует Уголовно-процессуальный кодекс, вспоминают о нравственных законах. Когда перестаёт нормально функционировать институт семьи, созданный, по сути, чтобы рожать и защищать детей, сохранять способность нации к воспроизводству, вспоминают «Домострой». Кажется, в ближайшее время без нового «Домостроя», оснащённого современными бытовыми подробностями, нам не обойтись. Ведь проблемы современного общества с помощью одних нанотехнологий не решить.
Круговерть современной жизни часто не даёт нам возможности общаться с детьми так, как подсказывает родительский инстинкт. И если 1 июня станет для нас не только днём обсуждения проблем, но тем временем, которое мы проведём рядом с нашими детьми и, обняв их и поцеловав в лохматую макушку, шепнём на ухо, что очень их любим, это уже будет большим достижением. Ведь по большому счёту только ради них стоит жить.