«Всё это домысел. Но не выдумка» – так сам Павел Шестаков охарактеризовал автобиографичность своего произведения. Автор – признанный мастер детектива – оказался и здесь верен себе. Неожиданные встречи, невообразимое сплетение судеб, семейные тайны – всё есть в этом эпически-философском повествовании. Казалось бы не имеющие друг к другу отношения отдельные истории в конце книги завяжутся в такой тугой узел, что остаётся только удивляться хитросплетениям сюжета. Домысел? Не выдумка?
Павел Шестаков даже не дал названия этому своему роману. Издатели озаглавили книгу «Неизбежность», следуя, видимо, мысли самого автора: «Всё что угодно должно было произойти с живым человеком. Я не оговорился. Нет, не может, а именно должно произойти рано или поздно. Считается, что если рано, это трагедия, а если поздно, закономерность. Чепуха, это просто неизбежность». Неизбежны рождение и смерть, встреча и разлука, любовь и разочарование, взлёт и падение.
Все события, происходящие с каждым человеком, – камушки в мозаике жизни, так считает автор. Камушки эти щедро разбросаны по страницам книги. Бирюзово-синее небо над Невой. Янтарно-жёлтые глаза девушки, украдкой пославшей герою прощальный жест пальцами из-под руки спутника – эти глаза и этот жест он будет помнить долгие годы. Опалово-белые мазанки на фоне изумрудной зелени на дедовом хуторе, где мальчик проводил лето. Обь, сверкающая «бирюзой, аквамарином, изумрудом луговых трав на обрамлённых золотыми песками островах» под крылом самолёта.
Но и… Рубиновые капли крови на гимнастёрке майора, на глазах мальчишек застрелившегося из-за несчастной любви. Угольно-чёрный пепел мазанок, подожжённых оккупантами. Тяжёлым камнем лежащие на сердце смерть близких, разочарования в любимых женщинах, предательства друзей. Да и «вся жизнь подобна песочным часам – осыпается неумолимо счастье, и как только покидает человека последняя песчинка – всё, незачем больше жить, и человек уходит…».
Проза Шестакова безупречна. Каждая фраза отточенная, гладкая, словно отполированная морским прибоем галька. Каждая мысль облачена в ювелирную огранку из слов, неизбежных именно для этой мысли. Вдумайтесь: «Все мы были одной маленькой веточкой большого дерева, которое появилось задолго до нас и обновляется из года в год, а мы уходим, недолговечные побеги, покрытые недолговечными листьями, и среди них я, недавно только осознавший, что я всего лишь один из них, что, как и я, они зеленели, желтели и опадали, как и я, чувствовали и надеялись, трепетали и страдали…»
Писатель Шестаков прочно вошёл в историю русской литературы, как и собкор Шестаков в историю «ЛГ».
С 1970 г. – руководитель корсети, заместитель главного редактора, в настоящее время советник главного редактора «ЛГ».