Итак, Дональд Трамп добился своего и теперь снова президент Соединённых Штатов. Можно сколько угодно заявлять, что это событие касается в первую очередь американцев, но, как мы с вами прекрасно понимаем, перспективы развития ситуации в российско-украинском конфликте (как и во многом другом) находятся в прямой зависимости от действий новой администрации США.
Ни для кого не секрет, что украинский кризис в самом широком смысле этого понятия в огромной степени был спланирован и управлялся предыдущей администрацией Байдена. Несомненно, что и новая американская власть будет стремиться так же напрямую влиять на развитие событий на Украине. Заметно по первым шагам.
Предсказать конкретные формы и методы действий «миротворца», как сам себя назвал Трамп, учитывая его известную непредсказуемость и спонтанность при принятии решений, достаточно сложно. Уже в первые дни после его повторного воцарения в Овальном кабинете Белого дома все стали свидетелями подписания огромного числа указов, кардинально меняющих внутреннюю политику США. А также можно было услышать множество противоречивых, иногда и фантастических внешнеполитических заявлений. Создаётся впечатление, что те, кому удалось в школе внимательно прочесть учебник истории, в команде Трампа пока не появились. Тем не менее, если отвлечься от конкретных шагов и от обозначаемых сроков их реализации, можно выдвинуть две основные версии мотивов поведения новой американской администрации и, соответственно, дать прогнозы дальнейшего развития событий.
Предположим, что в команде Трампа, в соответствии с отдельными публичными заявлениями, действительно считают, что политика Байдена по всемерному обострению ситуации, балансированию на грани ядерной войны, по безоглядной финансовой, военной и политической поддержке украинской власти была порочной и шла не на пользу Соединённым Штатам и всему западному сообществу. Что именно эти ошибки Байдена и его подручных привели к недопустимому для Запада сближению России и Китая. Трамп заявил: «[Администрация Байдена] позволила России, Китаю, Ирану, Северной Корее и другим сбиться в группу. Это невообразимо. <…> Мы позволили им объединиться из-за нефти. Мы объединили их. Байден объединил их. Это позор». Если это не пустые слова, то с приходом новой администрации открывается, как выразился заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, «пусть и небольшое, но окно возможностей» для переговорного диалога через разумные компромиссы на основе предложений, выдвинутых Владимиром Путиным в июне 2024 года.
При этом необходимо учитывать, что добиваться приемлемого для России решения будет очень и очень непросто. Во-первых, Трамп по его опыту торговца недвижимостью известен как жёсткий и неуступчивый переговорщик, склонный оказывать мощное давление на оппонентов в интенсивном диалоге. Он уже успел продемонстрировать «высокий уровень» дипломатического языка, когда в одной фразе признался в любви к русскому народу и одновременно пообещал этому же народу страшные бедствия, если он его не будет слушаться.
А ещё при заключении каких-либо соглашений с Трампом необходимо постоянно иметь в виду очень плохую «кредитную историю» его и Запада в целом по многократному и злостному невыполнению и устных, и письменных обязательств, которые они брали на себя. В этом плане придётся настойчиво и твёрдо добиваться, чтобы их обязательства выполнялись до выполнения российских обязательств, а не наоборот, как это, к сожалению, неоднократно случалось прежде. Если в угоду желанию достичь результата в переговорах это условие не будет соблюдаться в полной мере, даже подписанные документы, несомненно, разделят незавидную судьбу Минских соглашений.
Впрочем, возможна и другая, совсем не оптимистичная версия поведения новой американской администрации. При всей остроте борьбы за власть между демократами и республиканцами на внутриамериканской поляне в Соединённых Штатах традиционно во внешней политике сохраняется межпартийное согласие. Стоит обратить внимание, насколько слаженно голосовали за антироссийские санкции и огромную военную помощь украинскому руководству и демократы, и республиканцы в двух палатах парламента США. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров недавно отметил, что в политической системе США сформировался «двухпартийный русофобский консенсус, в основе которого – восприятие России как экзистенциальной угрозы американской гегемонии». Лавров подчеркнул, что в МИДе не собираются обольщаться обновлением власти в США и не питают иллюзий насчёт президентства Трампа.
Так что, очень возможно, реальные действия Трампа, несмотря на все публичные заявления, могут стать всего лишь продолжением политики Байдена, только несколько другими методами и в другой публичной оболочке. Недавно Владимир Путин напомнил, что именно в период первого срока Трампа против России было введено рекордное на тот момент количество санкций и эту эстафету позднее перенял Джо Байден. Есть много оснований предположить, что под прикрытием шумных скандалов теперь эстафетную палочку из рук Джо Байдена перехватит Дональд Трамп на важных для нас направлениях.
Несомненно, долгосрочной целью политики США в последнее десятилетие было разрушение очень выгодной для Европы и России, но неприемлемой для американского доминирования идеи единого пространства от Лиссабона до Владивостока. Тогда действия совсем ещё не «сонного Байдена» на Украине начиная с 2014 года приобретают целеустремлённость и осмысленность.
Об этом откровенно написал авторитетный журналист Саймон Шустер в журнале «Тайм», цитирую: «Его (Байдена) задачей было втянуть в конфликт с Россией Европу. Втянул. Лишить Европу дешёвых энергоносителей и снизить российские доходы от сырьевого экспорта. Лишил, снизил… Заодно утилизировал всё оружейное старьё и подстегнул американский военно-промышленный комплекс. А Украина? Не более чем инструмент». То есть получается, что демократическая администрация США через провоцирование конфликта между ЕС и РФ осуществила, и довольно успешно, долгосрочное размежевание и противостояние на евразийском пространстве, экономическое ослабление ведущих европейских стран. Как видим, команда Байдена, по сути, готовила для новой республиканской администрации Трампа комфортные условия для силового восстановления гегемонии США под лозунгом «Сделаем Америку снова великой».
Если это так, все разговоры новых кормчих США о необходимости скорейшего заключения мира на Украине, да и сами возможные переговоры, скорее всего, будут лишь дымовой завесой для дальнейших реальных действий по хаотизации евразийского пространства и усилению противостояния между Россией и Европейским союзом.
И стоит чётко понимать, что склонять Россию к переговорам, скорее всего, будут для организации бесконечного переговорного процесса по мирному договору. Причём похоже, что США и страны ЕС вновь откажутся не только выполнять, но даже подписывать какие-либо обязывающие соглашения. Основная же цель, видимо, будет состоять в том, чтобы опять попытаться подорвать Россию изнутри. Ведь во время долгого переговорного процесса при сохранении и расширении санкционного режима возникнут все условия для возвращения в публичную сферу России затаившихся противников СВО, что может вызвать серьёзные политические издержки у российской власти.
Судя по всему, версия наличия консолидированной и согласованной политики демократической и республиканской администраций США по отношению к России, к сожалению, значительно более вероятна, чем версия, предполагающая искреннее желание Трампа добиться мира на Украине не за счёт России. Накануне в речи для собравшихся на экономическом форуме в Давосе он заявил, что собирается попросить Саудовскую Аравию и ОПЕК снизить цены на нефть. По его словам, это приведёт к тому, что конфликт между Россией и Украиной «немедленно закончится». Вспоминается конец 80 х годов прошлого века, когда республиканский президент США Рональд Рейган такими же методами успешно для себя помогал Горбачёву разваливать СССР. Из таких реальных устремлений Трампа, а не из заявлений о скорейшем завершении военного конфликта на Украине придётся исходить при планировании действий в ближайшей перспективе.