Наш фильм имеет неплохие шансы завоевать главную кинонаграду мира
Совсем немного осталось до объявления номинантов на премию «Оскар». Напомню: несколько лет назад для самой волнующей нас номинации – «Лучший фильм на иностранном языке» – была введена двухступенчатая система формирования шорт-листа. Сначала американские академики отбирают 9 лучших, по их мнению, фильмов, а потом специальная группа экспертов формирует уже традиционную пятёрку номинантов (она будет объявлена 22 января). Есть ли шанс попасть в пятёрку или хотя бы в девятку у российской картины?
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Советские и российские фильмы получали «Оскар» 5 раз. Это документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии, 1975), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980), «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994).
В 2000 году «Оскара» получил анимационный фильм «Старик и море» в постановке российского режиссёра Александра Петрова, снятый на деньги канадских продюсеров.
Вопреки известному заблуждению, фильм «Радуга» Марка Донского приз «Оскар» никогда не получал.
В прошлом году в пятёрку номинантов вошли фильмы «12» Никиты Михалкова и «Монгол» Сергея Бодрова (выдвинутый от Казахстана), но уступили в финале картине «Фальшивомонетчики» австрийского режиссёра Стефана Рузовицки.
В этом году за главную кинематографическую награду мира решили побороться 67 стран, включая крошечную Иорданию, которая впервые принимает участие в столь авторитетном кинористалище. Не осталась в стороне от этого благого дела и Россия, не без оснований продолжающая считать себя великой кинодержавой. И потому Российский оскаровский комитет во главе с народным артистом России Владимиром Меньшовым отнёсся к выбору фильма – претендента на «Оскар» не дежурно. В результате серьёзных баталий, о которых члены комитета не стали особо распространяться на публике, было принято решение послать в Америку фильм «Русалка» молодого режиссёра Анны Меликян, что для многих наблюдателей явилось подлинным сюрпризом.
Напомню: среди претендентов на поездку в Лос-Анджелес были такие маститые режиссёры, испытанные фестивальные бойцы, как Александр Сокуров и Алексей Учитель с антивоенными драмами «Александра» и «Пленный», Владимир Наумов с философской притчей «Джоконда на асфальте», Александр Прошкин с актуальной экранизацией повести Валентина Распутина «Живи и помни», Карен Шахназаров с ностальгическим эпосом «Исчезнувшая империя», Павел Чухрай с вольным переложением гоголевских «Игроков»… Всем этим по-своему достойным людям и картинам члены Российского оскаровского комитета предпочли внешне скромную городскую сказку про зелёноволосую девочку-русалку по имени Алиса, которая умеет исполнять желания. Чем объяснить этот явно небанальный выбор?
Наверное, точным расчётом, вдохновенным прагматизмом Меньшова и его команды. Потому что на сегодняшний день именно у поэтичной, рассказанной современным киноязыком «Русалки» есть шансы (пусть и не самые большие) по-настоящему повоевать за «Оскар». Поначалу весьма скромно оценённая на родине (приз исполнительнице главной роли Маше Шалаевой на прошлогоднем «Кинотавре» и такой же приз на «Нике»), «Русалка» стала «набирать очки» после первых же международных показов, обернувшихся для неё подлинным триумфом. Так, на Берлинском кинофестивале, где наша лента была показана в «Панораме», по просьбе публики её повторили дважды, что закончилось для фестиваля снесёнными дверьми кинозала, а для Анны Меликян – престижным призом ФИПРЕССИ. А буквально через неделю уже в американском Сандэнсе, куда русские ленты попадают крайне редко, а побеждают ещё реже, «Русалка» получила весомый приз за лучшую режиссуру.
Скажем сразу: такого международного признания не добилась ни одна из лент, боровшихся с «Русалкой» за поездку на «Оскар». Кое-какая судьба за пределами отчизны сложилась разве только у лент А. Сокурова и А. Учителя. Но первый, напомним, не снискал «Александрой» лавров в Канне, где нашего знаменитого режиссёра «прокатили» уже в пятый раз. А Учитель со своим «Пленным» удовольствовался призом за лучшую режиссуру в Карловых Варах и призом за лучший фильм в немецком Котбусе. Но эти фестивали для американских академиков всё-таки менее значимы, чем проходящий у них под боком и весьма влиятельный кинофорум авторского кино в Сандэнсе. Так что Меньшов и его коллеги, думается, «разрулили» ситуацию вполне грамотно, в чём, надеюсь, могли недавно убедиться широкие зрительские массы, посмотрев «Русалку» по Первому каналу в рамках программы «Закрытый показ». Теперь слово за американскими академиками.
Конкуренты, заметим сразу, у Анны Меликян очень серьёзные. К примеру, французы выдвинули обладателя «Золотой пальмовой ветви» последнего Каннского кинофестиваля Лорана Канте и его остросоциальный фильм «Класс», который произвёл подлинный фурор в Европе актуальной постановкой межэтнических проблем. От Германии на «Оскар» претендует масштабное историческое полотно «Комплекс Баадера-Майнхофа» Ули Эделя, только что включённое в шорт-лист «Золотого глобуса» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Италия выставила столь же масштабную и мощную «Гоморру», разоблачающую неаполитанскую мафию. Напомним, что «Гоморра» на днях получила так называемый «европейский Оскар» сразу по пяти основным номинациям. Чехия выступает с неожиданной экранизацией «Братьев Карамазовых» в постановке молодого талантливого режиссёра Петера Зелёнки…
Так что Анне Меликян с её камерной «Русалкой», переиначившей старую сказку Андерсена на современный лад, наверное, придётся нелегко в этой битве гигантов. Да и международный контекст, сложившийся после известных грузино-осетинских событий, казалось бы, не очень способствует благожелательности американцев к российской ленте.
Но, с другой стороны, обилие «блокбастеров» как раз может сыграть на руку авторам «Русалки». Ведь академики – тоже люди, и им может надоесть день за днём смотреть «глыбастое», жёсткое, социально и политически «заточенное» кино. И их зрительские симпатии вполне могут склониться в пользу нашей смешной и грустной, изящной и очень человечной картины, в центре которой – вроде бы обычная и в то же время неповторимая женская судьба.
Что же касается ситуации в мире, то американские академики всегда были склонны к лёгкой политической фронде. Напомню классическую оскаровскую историю, датированную 1980 годом. Советский Союз только что ввёл войска в Афганистан, США призвали в ответ бойкотировать Московскую Олимпиаду. Но «Оскара» получил не кто иной, как мало кому в то время известный советский режиссёр Владимир Меньшов с фильмом «Москва слезам не верит», обойдя на повороте обласканных мировой славой соперников в лице Франсуа Трюффо и Акиры Куросавы.
Почему бы этой занятной коллизии не повториться ещё раз?