Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Доплывёт ли «Русалка» до «Оскара»?

01 января 2007

ПЕРСПЕКТИВЫ

Наш фильм имеет неплохие шансы завоевать главную кинонаграду мира

Мария Шалаева в фильме «Русалка»Совсем немного осталось до объявления номинантов на премию «Оскар». Напомню: несколько лет назад для самой волнующей нас номинации – «Лучший фильм на иностранном языке» – была введена двухступенчатая система формирования шорт-листа. Сначала американские академики отбирают 9 лучших, по их мнению, фильмов, а потом специальная группа экспертов формирует уже традиционную пятёрку номинантов (она будет объявлена 22 января). Есть ли шанс попасть в пятёрку или хотя бы в девятку у российской картины?

«ЛГ»-ДОСЬЕ
Советские и российские фильмы получали «Оскар» 5 раз. Это документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии, 1975), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980), «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994).

В 2000 году «Оскара» получил анимационный фильм «Старик и море» в постановке российского режиссёра Александра Петрова, снятый на деньги канадских продюсеров.

Вопреки известному заблуждению, фильм «Радуга» Марка Донского приз «Оскар» никогда не получал.

В прошлом году в пятёрку номинантов вошли  фильмы «12» Никиты Михалкова и «Монгол» Сергея Бодрова (выдвинутый от Казахстана), но уступили в финале картине «Фальшивомонетчики» австрийского режиссёра Стефана Рузовицки.

В этом году за главную кинематографическую награду мира решили побороться 67 стран, включая крошечную Иорданию, которая впервые принимает участие в столь авторитетном кинористалище. Не осталась в стороне от этого благого дела и Россия, не без оснований продолжающая считать себя великой кинодержавой. И потому Российский оскаровский комитет во главе с народным артистом России Владимиром Меньшовым отнёсся к выбору фильма – претендента на «Оскар» не дежурно. В результате серьёзных баталий, о которых члены комитета не стали особо распространяться на публике, было принято решение послать в Америку фильм «Русалка» молодого режиссёра Анны Меликян, что для многих наблюдателей явилось подлинным сюрпризом.

Напомню: среди претендентов на поездку в Лос-Анджелес были такие маститые режиссёры, испытанные фестивальные бойцы, как Александр Сокуров и Алексей Учитель с антивоенными драмами «Александра» и «Пленный», Владимир Наумов с философской притчей «Джоконда на асфальте», Александр Прошкин с актуальной экранизацией повести Валентина Распутина «Живи и помни», Карен Шахназаров с ностальгическим эпосом «Исчезнувшая империя», Павел Чухрай с вольным переложением гоголевских «Игроков»… Всем этим по-своему достойным людям и картинам члены Российского оскаровского комитета предпочли внешне скромную городскую сказку про зелёноволосую девочку-русалку по имени Алиса, которая умеет исполнять желания. Чем объяснить этот явно небанальный выбор?

Наверное, точным расчётом, вдохновенным прагматизмом Меньшова и его команды. Потому что на сегодняшний день именно у поэтичной, рассказанной современным киноязыком «Русалки» есть шансы (пусть и не самые большие) по-настоящему повоевать за «Оскар». Поначалу весьма скромно оценённая на родине (приз исполнительнице главной роли Маше Шалаевой на прошлогоднем «Кинотавре» и такой же приз на «Нике»), «Русалка» стала «набирать очки» после первых же международных показов, обернувшихся для неё подлинным триумфом. Так, на Берлинском кинофестивале, где наша лента была показана в «Панораме», по просьбе публики её повторили дважды, что закончилось для фестиваля снесёнными дверьми кинозала, а для Анны Меликян – престижным призом ФИПРЕССИ. А буквально через неделю уже в американском Сандэнсе, куда русские ленты попадают крайне редко, а побеждают ещё реже, «Русалка» получила весомый приз за лучшую режиссуру.

Скажем сразу: такого международного признания не добилась ни одна из лент, боровшихся с «Русалкой» за поездку на «Оскар». Кое-какая судьба за пределами отчизны сложилась разве только у лент А. Сокурова и А. Учителя. Но первый, напомним, не снискал «Александрой» лавров в Канне, где нашего знаменитого режиссёра «прокатили» уже в пятый раз. А Учитель со своим «Пленным» удовольствовался призом за лучшую режиссуру в Карловых Варах и призом за лучший фильм в немецком Котбусе. Но эти фестивали для американских академиков всё-таки менее значимы, чем проходящий у них под боком и весьма влиятельный кинофорум авторского кино в Сандэнсе. Так что Меньшов и его коллеги, думается, «разрулили» ситуацию вполне грамотно, в чём, надеюсь, могли недавно убедиться широкие зрительские массы, посмотрев «Русалку» по Первому каналу в рамках программы «Закрытый показ». Теперь слово за американскими академиками.

Конкуренты, заметим сразу, у Анны Меликян очень серьёзные. К примеру, французы выдвинули обладателя «Золотой пальмовой ветви» последнего Каннского кинофестиваля Лорана Канте и его остросоциальный фильм «Класс», который произвёл подлинный фурор в Европе актуальной постановкой межэтнических проблем. От Германии на «Оскар» претендует масштабное историческое полотно «Комплекс Баадера-Майнхофа» Ули Эделя, только что включённое в шорт-лист «Золотого глобуса» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Италия выставила столь же масштабную и мощную «Гоморру», разоблачающую неаполитанскую мафию. Напомним, что «Гоморра» на днях получила так называемый «европейский Оскар» сразу по пяти основным номинациям. Чехия выступает с неожиданной экранизацией «Братьев Карамазовых» в постановке молодого талантливого режиссёра Петера Зелёнки…

Так что Анне Меликян с её камерной «Русалкой», переиначившей старую сказку Андерсена на современный лад, наверное, придётся нелегко в этой битве гигантов. Да и международный контекст, сложившийся после известных грузино-осетинских событий, казалось бы, не очень способствует благожелательности американцев к российской ленте.

Но, с другой стороны, обилие «блокбастеров» как раз может сыграть на руку авторам «Русалки». Ведь академики – тоже люди, и им может надоесть день за днём смотреть «глыбастое», жёсткое, социально и политически «заточенное» кино. И их зрительские симпатии вполне могут склониться в пользу нашей смешной и грустной, изящной и очень человечной картины, в центре которой – вроде бы обычная и в то же время неповторимая женская судьба.

Что же касается ситуации в мире, то американские академики всегда были склонны к лёгкой политической фронде. Напомню классическую оскаровскую историю, датированную 1980 годом. Советский Союз только что ввёл войска в Афганистан, США призвали в ответ бойкотировать Московскую Олимпиаду. Но «Оскара» получил не кто иной, как мало кому в то время известный советский режиссёр Владимир Меньшов с фильмом «Москва слезам не верит», обойдя на повороте обласканных мировой славой соперников в лице Франсуа Трюффо и Акиры Куросавы.
Почему бы этой занятной коллизии не повториться ещё раз?

Леонид ПАВЛЮЧИК

Обсудить в группе Telegram

Леонид Павлючик

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS