Зависть вопреки мнению А. Мелихова, высказанному в «ЛГ» (№ 43), может «созидать» лишь концлагеря, дыбу, «испанские сапоги», электрический стул и гильотину.
Всю свою сознательную жизнь я, рядовой православный гражданин, с ужасом наблюдал, как усилиями разного рода секулярных идеологов в России постоянно искажаются традиционные для неё духовные понятия и смыслы. И – подменяются заказными суррогатами. Сначала при строительстве коммунизма, затем – в криминальную перестройку и, наконец, в нынешние лукавые капиталистические будни, лишившие россиян, выражаясь «правдистским» шаблоном, уверенности в завтрашнем дне.
Причина моих волнений проста. Жизнь человеческая имеет основания только тогда, когда она утверждена на глубинных, светлых и неизменных духовно-нравственных началах, формирующих здоровое народное сознание, систему его жизнеутверждающих ценностей и общественную мораль, основанную на милосердии и любви. И страшно, когда эти начала корёжатся и выворачиваются наизнанку.
От содержания тех или иных нравственных установок зависит вектор движения человеческого сообщества – либо к добру и свету, либо к всеобщему разложению.
Сегодня понятие «зависть» активно обсуждается в СМИ, но отнюдь не как однозначно негативное явление, а как один из главных позитивных генераторов глобализма. Так, Александр Мелихов в своей статье «выкатывает» соответствующий пробный шар – как публицист, автор даёт положительное дарвинистско-ницшеанское определение этого смертного греха. Почему А. Мелихов стал адвокатом зависти?.. Увы, иногда удобно отвернуться от Библии с Евангелием и бодро пойти по жизни с томиком Заратустры в руке и расхожей психологией Остапа Бендера в сердце. Ведь в таком случае не надо думать о серьёзном и мучиться над извечными общечеловеческими проблемами.
Но рано или поздно они обязательно заявят о себе. Таков закон жизни. Ибо куда идти с Заратустрой? К Третьему рейху и ГУЛАГу? К бесчеловечным утопиям Сен-Симона, Фурье и Троцкого? Поэтому нельзя предъявлять публике свои поспешные умозаключения, за которыми скрывается идейная поверхностность, перестроечная всеядность и субъективные личные симпатии по поводу утверждающихся глобалистских тенденций.
Зависть, по учению Церкви, порождается гордостью. Гордыня же, мать и источник всякого греха, – это отрицание Бога, нарочитая самодостаточность твари, сотворённой Творцом и от Него отошедшей. Это дьявол-денница, падшие ангелы, наши праотцы – Адам и Ева, нарушившие заповедь Божию, закоснелые грешники всех времён и народов.
Зависть – это стремление обладать тем, что тебе не принадлежит. Это – смертный грех, нарушение десятой заповеди Декалога (десяти заповедей) Моисеева: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего».
По зависти дьявол отпал от Бога и возжелал присвоить себе Его могущество и власть над миром. По зависти в истории человеческого рода произошло первое убийство – Каин убил Авеля.
По зависти первосвященники руками римлян казнили Господа нашего Иисуса Христа, желая узурпировать Его подлинно Божественную славу и величие.
Зависть пробуждает в человеке самые низменные чувства, которые никогда и ничего не созидают (вопреки тому, что утверждает А. Мелихов), а только развращают его душу. Руководствуясь завистью, можно лишь что-то украсть, хитростью присвоить, насилием или доносом отнять, чем-то, изловчась, завладеть, поживиться за счёт обмана. Вот и всё. Да, это типичные для капиталистического уклада нечистые качества человеческой души, потрафляющие сомнительным успехам и победам. Но – где и в чём? В ростовщичестве, в хищничестве, в коррупции, в обмане, в насилии над неугодными конкурентами. И в результате – неправедно присвоенные чужие деньги, проценты, акции, недвижимость, влияние, власть. Но в основе-то – всё та же зависть. Гнилая, гнусная и чёрная.
Зависть приводит людей к взаимной ненависти, к культивированию жестокости, к насилию и пролитию крови. Зависть не имеет ни одного положительного параметра. Цель зависти, по глубокому убеждению Святых Отцов Церкви, – видеть того, кому завидуешь, в неблагополучии. Сущность зависти – ложь и злоба. Она – страсть, и притом самая тяжкая как для окружения, так и для её носителя. Конец зависти – неминуемое убийство и смерть. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит: «Корень убийства – зависть». Это – проверенные тысячелетиями духовные реалии.
Александр Мелихов говорит: конкуренция и порождаемая ею зависть являются источником прогресса, могучим стимулом всяческих усовершенствований, шедевров мирового искусства.
Нет! Зависть не может быть созидательной по определению. Она неотделима от духа ненависти и разрушения благополучия ближнего. Это её родовое свойство, смысл её существования, альфа и омега всех её проявлений.
Зависть может «созидать» лишь концлагеря, дыбу, «испанские сапоги», электрический стул и гильотину. Прогрессу зависть тоже никак не способствует. И уж тем более не приводит к созданию шедевров мирового искусства. В настоящем творчестве действуют совершенно иные настроения, а именно – радость, вдохновение, желание принести людям добро и счастье. А Сальери – он и есть Сальери. Его зависть закончилась не созданием собственного шедевра, а убийством Моцарта.
От зависти появились Гитлер (Шикльгрубер) и Сталин (Джугашвили), Тамерлан и Чингисхан, Македонский и Наполеон, Шейлок и Скупой Рыцарь, Ненасытный Банкир и Крутой Браток, выстроивший особняки на костях закатанных в асфальт конкурентов и впоследствии узаконившийся на должности мэра или депутата. Все эти персонажи объединяет то, что однажды они все дружно восхотели власти – через присвоение им не принадлежащего. И это что – прогресс?..
Зависть ведёт исключительно к развитию зла во всех его проявлениях. Зло же – всегда деструктивно, хотя часто прячется под личиной добра. «Добр» какой-нибудь эстрадник-кокаинист, орущий непотребство со сцены и дающий на виду у публики пожертвования в детский дом, где на него молятся все воспитатели во главе с директором. И тем самым освящается весь греховный образ жизни этого господина с тату на выбритом тюленьем затылке.
От зависти возникли все расистские теории национального превосходства, доктрины первой и второй свежести, поделившие народы земли на сверхлюдей и недочеловеков. От зависти – переделы мира и войны, гнёт капитала и сексуальная революция, торговля наркотиками и издевательский смех над сакральным миром религиозной духовности. От зависти – стравливание народов и издевательство над патриотизмом, развал семьи и массовое совращение подрастающего поколения. От зависти – чёрные квадраты в живописи и порнозаумь в литературе, грязь, ложь и подлог в публицистике, фальшь, фразёрство и смысловой сумбур в современной философии, вульгарный экуменизм и догматический релятивизм у адептов новой мировой религии.
Вот такие дела, уважаемый полемист Мелихов. И не стоит оправдывать зависть, напяливая декоративную овечью шкуру на волка. Кожа тотчас прорвётся, и весь мир увидит подлинный звериный оскал. Зависть – не прогресс, а самая форменная травля остаточных добрых начал в обществе, противостоящих силам зла. А их действие мы видим повсеместно.
И всё же не в силе Бог, а в правде. И – в доброжелательстве. Желание добра ближнему – вот то подлинно созидательное начало человеческой души, которое противостоит зависти. Именно оно – и только оно одно на протяжении всей человеческой истории создаёт не печальную разновидность глобалистского барака, а нравственно здоровое и светлое общество. Неужели у вас, г-н Мелихов, нет по нему никакой затаённой тоски?
Протоиерей , главный редактор журнала «Шестое чувство», писатель