Лев Пиляр. Своя дорога. – М.: У Никитских ворот, 2021. – 308 с. – (101 поэт XXI века).
Лев Пиляр – поэт уже достаточно опытный. Чёрточки зрелости всё отчётливее пролегают по его поэтическому челу. Но его желание поражать читателя постоянным поиском нового с годами не только не ослабло, а приняло характер творческого кредо. В книге «Своя дорога» собраны лучшие его стихи, и по ним, как по райским садам, читателю предстоит добраться до самой сокровенной сути поэтической жизни Льва Пиляра.
Начинает свою дорогу в этой книге автор таким стихотворением:
Время несётся.
Как время несётся!
Солнце встаёт.
И заходит солнце.
Лето пришло.
И кончается лето.
Волос седой
сверкнул, как комета!
В силу того что скрупулёзность Пиляра известна, мы можем предположить, что над тем, каким стихотворением открыть эту книгу, он размышлял долго.
В итоге попадание стопроцентное.
Как точно, и в то же время просто тут отражены и течение времени, и горечь от того, что всё недолговечно, и постоянное участие человека в природном круговороте.
Пиляр пишет так плотно, его подходы к стихосложению, с одной стороны, так разнообразны, с другой – абсолютно системны, что написать хочется о каждом стихотворении, но дорога поэта длинна, поэтому мы вынуждены будем ограничиться лишь некоторыми вешками.
Вот стихотворение «Непонимание». Здесь Пиляр намечает ту линию, которая в дальнейшем в книге развивается активно и в большом корпусе текстов. Это философское осмысление трагедий человеческого бытия. Пиляр, человек с израненной душой, человек острый и ранимый, возвышается над миром и возвышает своего лирического героя состраданием. Его боль не экстатична, но проста и подлинна и потому приводит читателя к катарсису.
Отец и сын –
их дух един –
идут и спорят.
Отец – своё.
И сын – своё.
Безлюдно в поле.
Отец – своё.
И сын – своё.
И несогласны.
Вражда встаёт,
вражда растёт –
они несчастны!
Тон отверженности, одиночества, обличения также важен для поэта. Он никогда не идентифицирует себя с толпой, ему важно наметить здесь границы своего «я», пусть и бесконечно страдающего, но никогда не идущего на компромисс со стадом. Образ монашества, отшельничества в данном контексте становится едва ли не ключевым:
Не уйти от современности –
всюду сунет длинный нос
и в презрительной надменности
скажет мне, что я – отброс.
Я – отброс цивилизации,
не приемлющий её.
Как монах, хочу спасаться я,
но с людьми моё житьё!
Книга построена по принципу исповеди. Исповедуется поэт пред нами не взахлёб, это длинная горизонтальная история, в ней целая жизнь, полная духовных перипетий. И образ поэта в своей сияющей откровенной простоте вызывает искреннюю симпатию.
Образ поэта многолик. Иногда он предельно серьёзен, в нём ощущается сквозняк летейских ветров:
Утопающий
хватается за соломинку.
Я тону, а соломинки нет!
Есть вода морская, солёная.
Есть прохлада, есть отдых на дне.
Отдых – смерть. Онемели ноги.
Наглотался воды. В глазах – жар.
До чего же я одинокий –
между жизнью и смертью зажат!
А порой он шутлив, остроумен, мило саморазоблачителен:
Есть такой поэт Пиляр –
сын прозаика Пиляра.
Он полжизни потерял,
От невзгод впадая в ярость.
Здесь Пиляр даёт намёк на свою родословную. Его отец Юрий Пиляр был известным советским писателем, человеком уникальной судьбы. И, несомненно, отец повлиял на то, что выбором сына стала словесность, высокое служение русскому слову.
Он, конечно же, неотделим от своего текста, но при этом умудряется сохранять некоторое расстояние, давая читателям право поразмышлять о тайне авторства, о полном или неполном сходстве поэта и его героя, о величине замысла и объёме вымысла. Мне импонирует, что Пиляр никогда не замыкается в веригах канона, всегда ищёт новый поэтический воздух, но при этом его верность рифме, его внимание к ней и отточенный слух позволяют ему сочетать должную свободу с нескучной академичностью письма:
Звёзды и лампы
Не хватает таланта?
Да ладно!
А способности?
К слову любовь?
Ну, не все же мы звёзды –
есть лампы.
Светят лампы во тьму
со столбов!
Пиляр не чужд социальности. Вообще, внедрение таких мотивов в поэтическую ткань может её разрушить, но автор «Своей дороги» умело обходит подобную опасность. Его желание на время выходить из своего лирического сознания связано не со стремлением обратить на себя внимание, а с неутолимой жаждой справедливости. Он не может из своего лирического уединения не сопереживать тому, что происходит со страной, с людьми. Для него это было слишком эгоистично и неорганично:
Помоги России, Господи,
обрести свою судьбу.
Изживают русских со свету,
поднимают на борьбу.
Как бороться с миром, алчущим
нефти, леса и земли?
Наши где друзья-товарищи?
Мы ведь многим помогли!
Его любовь к Родине эталонна. Ею пропитана вся книга. Она разлита в каждом повороте этой многоводной поэтической реки, имя которой Лев Пиляр.
Из мрака страданья
Россия
устремляется к свету страданья.
Без веры
души бессильны
преобразить наказанье.
А с верой в Бога терпенье
становится животворным.
В Россию п
ридёт возрожденье,
и путь обозначится горний!
Я уверен, что эта книга доставит истинное удовольствие любителям поэзии, поскольку тексты в ней исполнены с прекрасным тонким вкусом. А вкус – это как раз тот фактор, что помогает настоящей поэзии выжить в нынешнем антипоэтическом лихолетье и безвременье цифровизации.
Максим Замшев