Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2021 г.
Литература Библиосфера

Дорога Льва Пиляра

23 марта 2021

Лев Пиляр. Своя дорога. – М.: У Никитских ворот, 2021. – 308 с. – (101 поэт XXI века).

Лев Пиляр – поэт уже достаточно опытный. Чёрточки зрелости всё отчётливее пролегают по его поэтическому челу. Но его желание поражать читателя постоянным поиском нового с годами не только не ослабло, а приняло характер творческого кредо. В книге «Своя дорога» собраны лучшие его стихи, и по ним, как по райским садам, читателю предстоит добраться до самой сокровенной сути поэтической жизни Льва Пиляра.

Начинает свою дорогу в этой книге автор таким стихотворением:

Время несётся.
Как время несётся!
Солнце встаёт.
И заходит солнце.
Лето пришло.
И кончается лето.
Волос седой
сверкнул, как комета!

В силу того что скрупулёзность Пиляра известна, мы можем предположить, что над тем, каким стихотворением открыть эту книгу, он размышлял долго.

В итоге попадание стопроцентное.

Как точно, и в то же время просто тут отражены и течение времени, и горечь от того, что всё недолговечно, и постоянное участие человека в природном круговороте.

Пиляр пишет так плотно, его подходы к стихосложению, с одной стороны, так разнообразны, с другой – абсолютно системны, что написать хочется о каждом стихотворении, но дорога поэта длинна, поэтому мы вынуждены будем ограничиться лишь некоторыми вешками.

Вот стихотворение «Непонимание». Здесь Пиляр намечает ту линию, которая в дальнейшем в книге развивается активно и в большом корпусе текстов. Это философское осмысление трагедий человеческого бытия. Пиляр, человек с израненной душой, человек острый и ранимый, возвышается над миром и возвышает своего лирического героя состраданием. Его боль не экстатична, но проста и подлинна и потому приводит читателя к катарсису.

Отец и сын –
их дух един –
идут и спорят.
Отец – своё.
И сын – своё.
Безлюдно в поле.
Отец – своё.
И сын – своё.
И несогласны.
Вражда встаёт,
вражда растёт –
они несчастны!

Тон отверженности, одиночества, обличения также важен для поэта. Он никогда не идентифицирует себя с толпой, ему важно наметить здесь границы своего «я», пусть и бесконечно страдающего, но никогда не идущего на компромисс со стадом. Образ монашества, отшельничества в данном контексте становится едва ли не ключевым:

Не уйти от современности –
всюду сунет длинный нос
и в презрительной надменности
скажет мне, что я – отброс.
Я – отброс цивилизации,
не приемлющий её.
Как монах, хочу спасаться я,
но с людьми моё житьё!

Книга построена по принципу исповеди. Исповедуется поэт пред нами не взахлёб, это длинная горизонтальная история, в ней целая жизнь, полная духовных перипетий. И образ поэта в своей сияющей откровенной простоте вызывает искреннюю симпатию.

Образ поэта многолик. Иногда он предельно серьёзен, в нём ощущается сквозняк летейских ветров:

Утопающий
хватается за соломинку.
Я тону, а соломинки нет!
Есть вода морская, солёная.
Есть прохлада, есть отдых на дне.
Отдых – смерть. Онемели ноги.
Наглотался воды. В глазах – жар.
До чего же я одинокий –
между жизнью и смертью зажат!

А порой он шутлив, остроумен, мило саморазоблачителен:

Есть такой поэт Пиляр –
сын прозаика Пиляра.
Он полжизни потерял,
От невзгод впадая в ярость.

Здесь Пиляр даёт намёк на свою родословную. Его отец Юрий Пиляр был известным советским писателем, человеком уникальной судьбы. И, несомненно, отец повлиял на то, что выбором сына стала словесность, высокое служение русскому слову.

Он, конечно же, неотделим от своего текста, но при этом умудряется сохранять некоторое расстояние, давая читателям право поразмышлять о тайне авторства, о полном или неполном сходстве поэта и его героя, о величине замысла и объёме вымысла. Мне импонирует, что Пиляр никогда не замыкается в веригах канона, всегда ищёт новый поэтический воздух, но при этом его верность рифме, его внимание к ней и отточенный слух позволяют ему сочетать должную свободу с нескучной академичностью письма:

Звёзды и лампы

Не хватает таланта?
Да ладно!
А способности?
К слову любовь?
Ну, не все же мы звёзды –
есть лампы.
Светят лампы во тьму
со столбов!

Пиляр не чужд социальности. Вообще, внедрение таких мотивов в поэтическую ткань может её разрушить, но автор «Своей дороги» умело обходит подобную опасность. Его желание на время выходить из своего лирического сознания связано не со стремлением обратить на себя внимание, а с неутолимой жаждой справедливости. Он не может из своего лирического уединения не сопереживать тому, что происходит со страной, с людьми. Для него это было слишком эгоистично и неорганично:

Помоги России, Господи,
обрести свою судьбу.
Изживают русских со свету,
поднимают на борьбу.
Как бороться с миром, алчущим
нефти, леса и земли?
Наши где друзья-товарищи?
Мы ведь многим помогли!

Его любовь к Родине эталонна. Ею пропитана вся книга. Она разлита в каждом повороте этой многоводной поэтической реки, имя которой Лев Пиляр.

Из мрака страданья
Россия
устремляется к свету страданья.
Без веры
души бессильны
преобразить наказанье.
А с верой в Бога терпенье
становится животворным.
В Россию п
ридёт возрожденье,
и путь обозначится горний!

Я уверен, что эта книга доставит истинное удовольствие любителям поэзии, поскольку тексты в ней исполнены с прекрасным тонким вкусом. А вкус – это как раз тот фактор, что помогает настоящей поэзии выжить в нынешнем антипоэтическом лихолетье и безвременье цифровизации.

Максим Замшев

Тэги: Максим Замшев Лев Пиляр
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Это моя Земля. Поморье»

    11.11.2022
  • Мы в Telegram

    26.09.2022
  • Весь мир в улыбке

    21.09.2022
  • Закончим «Русской весной»

    14.09.2022
  • Максим Замшев в Бункере

    06.09.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
  • Максиму Замшеву – 50!

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS